Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-46-53

Полный текст:

Аннотация

Информационная грамотность как совокупность приемов и способов работы с многообразными видами информации является необходимым условием существования человека в современном мире, так как способствует расширению личных, профессиональных и образовательных навыков. Концепция информационной грамотности, впервые изложенная в США в 1970-х гг. как ответная реакция на развитие информационного общества, не утрачивает актуальности, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий, увеличением объемов информации и появлением новых образовательных парадигм. Начиная с 1990-х гг. библиотеки стали активно развивать программы и внедрять методики повышения информационной грамотности, системно обучать пользователей рациональным приемам поиска, аналитико-синтетической переработки, извлечения, оценки и преобразования информации, а также основам информационной безопасности. Целью статьи является выявление современных библиотечных практик по обучению информационной грамотности пользователей с учетом увеличения информационных потоков и появления больших объемов дезинформации, расширения типов и видов информации, возможностей технологий обучения, в том числе онлайн, направлений деятельности библиотек по работе с информацией. Сбор информации осуществлялся с помощью БД Scopus (критерий отбора – журнальные публикации с 2015 по 2019 г. по теме «информационная грамотность»). Анализ публикаций показал, что библиотеки выбирают различные способы и методы повышения информационной грамотности для своих пользователей: встраивание программ в учебный процесс – в вузовских библиотеках; игровые, интерактивные формы – в публичных библиотеках; индивидуальные методы работы библиотекарей-предметников с читателями; онлайн-инструкции, позволяющие формировать навыки эффективного поиска и обработки информации, в каком бы виде она ни была представлена.

Об авторе

Н. С. Редькина
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Редькина Наталья Степановна, доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе

Новосибирск



Список литературы

1. Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек. Москва : Литера, 2016. 391 с.

2. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / науч. ред. Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко. Москва, 2012. 198 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf (accessed 07.11.2019). (In Russ.).

3. Московская декларация о медиаи информационной грамотности. 2012. URL: http://www.ifapcom.ru/ru/news/1347 (accessed 08.08.2019). (In Russ.).

4. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех в России (2000–2010 гг.)» : сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин [и др.]. Москва, 2010. 208 с. URL: http://www.ifapcom.ru/files/publications/ifap_in_russia.pdf (accessed 08.08.2019). (In Russ.).

5. Редькина Н. С. Современные тенденции в управлении исследовательскими данными // Научнотехническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. № 4. С. 1–7.

6. Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности. 2011. URL: https://www.ifla.org/files/assets/informationliteracy/publications/media-info-lit-recommend-ru.pdf (accessed 08.08.2019). (In Russ.).

7. Borchardt R., Salcedo T., Bentley M. Little intervention, big results: intentional integration of information literacy into an introductory-level biology lab course. Journal of Biological Education, 2019, 53 (4), 450– 462. DOI: 10.1080/00219266.2018.149429.

8. Dawes L. Faculty perceptions of teaching information literac y to first-year students: a phenomenographic study. Journal of Librarianship and Information Science, 2019, 51 (2), 545–560. DOI: 10.1177/0961000617726129.

9. Demasson A., Partridge H., Bruce C. How do public librarians constitute information literacy? Journal of Librarianship and Information Science, 2019, 51 (2), 473– 487. DOI: 10.1177/0961000617726126.

10. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1. The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg, 2017. 44 p. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf (accessed 08.08.2019).

11. DiNardo C. O., Snyder Broussard M. J. Commercial tabletop games to teach information literacy. Reference Services Review, 2019, 47 (2), 106–117. DOI: 10.1108/RSR-10-2018-0066.

12. Donlan R., Stanislaw S., Fernandez M. The future of information literacy in the library: an example of librarian/ publisher collaboration. Serials Librarian, 2017, 72 (1/4), 91–94.

13. ECIL 2018 conference proceedings. European conference on information literacy (Oulu, Finland, Sept. 24–27, 2018). URL: http://ecil2018.ilconf.org/ (accessed 08.08.2019).

14. Fernández-Ramos A. Online information literacy instruction in Mexican university libraries: the librarians’ point of view. Journal of Academic Librarianship, 2019, 45 (3), 242–251. DOI: 10.1016/j.acalib.2019.03.008.

15. Framework for information literacy for higher education. Filed by the ACRL Board on 02.02.2015; adopted 11.01.2016. Chicago, 2016. 36 p. URL: http://www.ala.org/acrl/sites/ala.org.acrl/files/content/issues/infolit/Framework_ILHE.pdf (accessed 08.08.2019).

16. Framework for information literacy for higher education. Association of College and Research Libraries. URL: http://www.ala.org/acrl/standards/ilframework (accessed 08.08.2019).

17. Lau J. Guidelines on information literacy for lifelong learning. Boca del Río, 2006. 60 p. URL: http://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf (accessed 08.08.2019).

18. Spratt H. E., Agosto D. E. Fighting fake news: because we all deserve the truth. Programming ideas for teaching teens media literacy. Young Adult Library Services, 2017, 15 (4), 17–21.

19. How to spot fake news. IFLA. URL: https://www.ifla.org/publications/node/11174 (accessed 08.08.2019).

20. Ince S., Hoadley C., Kirschner P. A. The role of libraries in teaching doctoral students to become information-literate researchers: a review of existing practices and recommendations for the future. Information and Learning Science, 2019, 120 (3/4), 158–172. DOI: 10.1108/ILS-07-2018-0058.

21. Information literacy badges at Penn State. Informing and supporting Penn State’s use of digital badges for information literacy skills. Sites at Penn State. URL: https://sites.psu.edu/informationliteracybadges/psuil-badges/ (accessed 08.08.2019).

22. Kiely E., Robertson L. How to spot fake news. FactCheck.org. 2016. URL: https://www.factcheck.org/2016/11/how-to-spot-fake-news/ (accessed 08.08.2019).

23. Matteson M. L., Gersch B. Unique or ubiquitous: information literacy instruction outside academia. Reference Services Review, 2019, 47 (1), 73–84. DOI: 10.1108/RSR-12-2018-0075.

24. Musgrove A. T., Powers J. R., Rebar L. C., Musgrove G. J. Real or fake? Resources for teaching college students how to identify fake news. College and Undergraduate Libraries, 2018, 25 (3), 243–260. DOI: 10.1080/10691316.2018.1480444.

25. Radolovic D. Information literacy as a conceptual outline. 41st International convention on information and communication technology, electronics and microelectronics (MIPRO): proceedings. Opatija, 2018, 494–499. DOI: 10.23919/MIPRO.2018.8400094.

26. Stopar K., Bartol T. Digital competences, computer skills and information literacy in secondary education: mapping and visualization of trends and concepts. Scientometrics, 2019, 118 (2), 479–498. DOI: 10.1007/s11192-018-2990-5.

27. Teague D. P. Tips for teaching library instruction and information literacy to first-gen college students, non-traditional students, or English as a second language (ESL) students. Serials Review, 2019, 45 (3), 105–110. DOI: 10.1080/00987913.2019.1644699.

28. Utter M. The Library + the Academic Writing Center = A true story how to integrate the Academic writing center in the library. IEEE5th international symposium on emerging trends and technologies in libraries and information services (ETTLIS). Noida, 2018, 96–99. DOI: 10.1109/ETTLIS.2018.8485246.

29. Zakharov W., Maybee C. Bridging the gap: information literacy and learning in online undergraduate courses. Journal of Library and Information Services in Distance Learning, 2019, 13 (1/2), 215–225. DOI: 10.1080/1533290X.2018.1499256.

30. Ziegler A. Framework + digital badges = online instruction for today. Journal of Library and Information Services in Distance Learning, 2019, 13 (1/2), 235–241. DOI: 10.1080/1533290X.2018.1499262.


Для цитирования:


Редькина Н.С. Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности. Библиосфера. 2019;(4):46-53. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-46-53

For citation:


Redkina N.S. Modern libraries practices for teaching information literacy. Bibliosphere. 2019;(4):46-53. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-46-53

Просмотров: 422


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)