Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Современная библиотека – организатор чтения в мультимедийном пространстве

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-73-82

Полный текст:

Аннотация

В статье выявляются возможности библиотеки по стимулированию читательской активности в условиях развития мультимедийной культуры. Рассматриваются основные изменения деятельности библиотеки как организатора чтения в условиях мультимедийной культуры: усиление акцента на читателях и их субъектности, развитие диалоговых форм взаимодействия, реализация мультимедийных проектов, внедрение онлайн-сервисов и цифровых ресурсов, обучение читателей грамотному медийному поведению и текстовой деятельности в интернет-пространстве. Автор считает, что в условиях мультимедийности библиотека может стать активным участником преодоления информационного хаоса, упорядочения информационных потоков, активизации чтения посредством мультимедиа и новых информационных технологий, а также способствовать развитию межчитательского общения. В статье сделан вывод о необходимости подготовки библиотечных специалистов, тьюторов, готовых к организации общения по поводу книги и чтения в реальной и виртуальной среде, сетевой навигации, анализу интернет-ресурсов, распознаванию дезинформации, обучению читателей различным приемам текстовой деятельности.

Об авторе

В. Я. Аскарова
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Аскарова Виолетта Яковлевна, доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности

Челябинск



Список литературы

1. Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5. С. 93–102.

2. Аскарова В. Я., Кирьянова К. В. Чтение: расширение публичного пространства // Молодежь в науке и культуре XXI века: научные школы : материалы междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.), 1–2 нояб. 2018 г. Челябинск, 2018. С. 248–253.

3. Библиотека в эпоху перемен : реф. обзор / Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева ; сост. Ж. И. Третьякова. Курск, 2017. 34 с.

4. Борисенко Н. А. Психологические особенности цифрового поколения и изменение его читательских характеристик // Пятый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 октября 2019 г.) : материалы форума. Челябинск, 2019. С. 291– 296.

5. Бородина В. А. Изучение продуктивности чтения текстов новой природы: основные направления исследования в интересах будущего библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 2. С. 159– 165.

6. Гудова М. Ю. Концепция постграмотности как теоретико-методологическое основание понимания чтения // Пятый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 октября 2019 г.) : материалы форума. Челябинск, 2019. С. 22–39

7. Жилавская И. В. Библиотьюторство – новая функция библиотеки // Библиотеки вузов Урала. 2015. № 14. С. 13–17.

8. Ивашина М. В. Онлайн-инструменты книжного эксперта // Пятый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 октября 2019 г.) : материалы форума. Челябинск, 2019. С. 199–207.

9. Квашнина E. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности. Москва : Библиомир, 2017. 160 с.

10. Легенчук М. В., Смолина С. Г. Цифровая грамотность: возможность библиотекаря оставаться востребованным в современном обществе // Четвертый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 26–27 октября 2017 г.) : материалы форума. Челябинск, 2017. С. 199–207.

11. Лизунова И. В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиосфера. 2017. № 4. С. 30–34.

12. Онуфриенко Г. Ф. Инновации в обслуживании читателей: зарубежный опыт: обзор // Библиотека в эпоху перемен. 2017. № 1. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2017/01/2017-01_bep-3.pdf ( дата обращения 07.02.2020).

13. Онуфриенко Г. Ф. Новые методы продвижения чтения и литературы в библиотеке (зарубежный опыт) // Библиотека в эпоху перемен. 2016. № 1. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep-2.pdf (дата обращения 10.02. 2020). (In Russ.).

14. Пашинян И. А. Риски лжи и фальсификации в СМИ в современном обществе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 71–75.

15. Рено А. Эволюция библиотек: как хранилища знаний меняются под влиянием технологий // Теплица социальных технологий. 2017. URL: https://te-st.ru/2017/11/03/evolution-of-libraries/ (дата обращения 07.02.2020).

16. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве социальных сетей. Вестник культуры и искусств. 2018. № 3. С. 45–53.

17. Самохина М. М. Что, зачем и как мы изучали: еще об исследовании пользователей РГБМ // Библиотечное дело. 2014. № 17. С. 4–44.

18. Ян Цун. Современное состояние и стратегия национальной программы поддержки и развития чтения в КНР. Библиотековедение. 2014. № 3. С. 100–105.

19. Чудинова В. П. Дети, молодежь и взрослые посетители публичных библиотек США в ракурсе Теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 5. С. 553–559

20. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668–681.

21. Щеглова Д. В Москве прошла первая «Читательская ассамблея Содружества» // Книжная индустрия. 2019. URL: http://www.bookind.ru/events/8926 (дата обращения 01.09.2019).

22. Янева Е. В. Школьная библиотека в мире глухих и слабослышащих детей: путь к чтению // От чтения – к творчеству жизни. Санкт-Петербург, 2019. С. 148– 157.

23. Auxier B, Anderson M. and Kumar M. (2019) 10 techrelated trends that shaped the decade. Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/facttank/2019/12/20/10-tech-related-trends-that-shapedthe-decade/ (accessed 15.02.2020).

24. Garland J (2020) Current technology trends in libraries. Princh. URL: https://princh.com/current-technologytrends-in-libraries (accessed 10.02.2020).

25. Horrigan JB (2017) How people approach facts and information. Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2017/09/11/how-peopleapproach-facts-and-information (accessed 05.02.2020).

26. Proctor RN and Schiebinger L (eds.) (2008) Agnotology: the making and unmaking of ignorance. Stanford: Stanford University Press. 312 p.

27. Van Kessel P (2019) 10 facts about Americans and YouTube. Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/12/04/10-facts-about-americansand-youtube (accessed 06.02.2020).

28. Vogels EA and Anderson M (2019) Americans and digital knowledge. Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2019/10/09/americans-anddigital-knowledge (accessed 06.02.2020).


Для цитирования:


Аскарова В.Я. Современная библиотека – организатор чтения в мультимедийном пространстве. Библиосфера. 2020;(1):73-82. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-73-82

For citation:


Askarova V.Y. Modern library and reading in multimedia environment. Bibliosphere. 2020;(1):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-73-82

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)