Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ДИСКУССИИ

5-11 218
Аннотация

Функционирование книги в современном обществе, обозначаемом исследователями не только как информационное, но и как медийное, существенно изменилось. Книга и медиа рассматриваются как уникальные явления культуры, сущность которых отражена в понятиях, нагруженных глубокими смыслами. Цель работы – раскрыть место книги в медийном пространстве. В статье поставлен ряд задач: 1) на основе отечественных и зарубежных словарей и энциклопедий современности показать разницу в подходах к определениям и раскрыть содержание понятий «книга» и «медиа»; 2) продемонстрировать специфику вхождения книги в современную медийную сферу как на уровне ее превращения в новые формы существования в электронной среде, так и на уровне ее существования в качестве самостоятельной единицы в виде печатной книги; 3) установить возможные методологические подходы к исследованию проблемы и предложить методологию трансдисциплинарности в качестве основной. Использованы методы теоретического анализа и обобщения, терминологического анализа, трансдисциплинарный подход. Термин «медиа» описывает всю сферу деятельности («медиасфера»), в центре которой находятся средства информации и коммуникации, социальные институты, связанные с производством контента и доведением его до общественности. Книга входит в эту сферу, трансформируя свою форму в новую электронную и получая выгоды от разнообразия электронных ресурсов, виртуальности, нового языка и коммуникативных форматов. Печатная книга, обладающая множеством ценных свойств, в первую очередь способностью влиять на структуры внутреннего когнитивного и психологического восприятия при чтении, сталкивается со значительными трудностями при ее публикации и распространении. Таким образом, методологически важно рассматривать книгу в любой форме ее существования как значительный элемент современной медиасистемы. Перспективно использовать междисциплинарный подход к исследованию книги, когда она изучается не поаспектно с позиции той или иной отдельной дисциплины, а как целостный объект, с использованием всех приобретенных знаний.

12-23 221
Аннотация

Статья посвящена изучению трансформации книги как одного из старейших и наиболее влиятельных типов медиа в историческом контексте медиареволюций. Характеризуются основные атрибуты медиа, подчеркиваются общие черты книги и других медиа. Рассматривается эволюция и смена речевых, письменных и электронных носителей информации. Анализируются исторические условия и современные тенденции видоизменения книги в аудио и электронном форматах, декларируется влияние этих изменений на классические взаимоотношения между всеми участниками процесса производства и потребления книг. Масштабные перемены природы книги происходили в условиях четырех медийных революций. Сегодня трансформируются мировой и отечественный книжный рынок, формируются его новые сегменты, проявляются новые возможности и коммуникационные свойства книги как медиа. Рассматриваются процессы медиатизации, которые изменяют ментальные ориентиры современников и формируют умения и навыки, необходимые для эффективного участия в коммуникационном процессе. Взаимовлияние и видоизменение канала и самого сообщения ведут к модификации восприятия текстов. Эти процессы требуют развития новых медийных компетенций у авторов, книжников, читателей, пользователей и меняют коммуникационные возможности и приоритеты медиапотребителей. Подчеркивается необходимость создания и применения трансдисциплинарного медиалогического подхода к изучению книги и книжного дела в пространственно-временном контексте.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

25-31 49
Аннотация

В статье обосновывается новый взгляд на деятельность первой тюменской типографии, основанной К. Н. Высоцким в 1869 г. и существовавшей до 1909 г. Новизна работы обусловлена особым ракурсом исследования: 1) книгоиздание рассматривается как часть медийной революции, осуществленной К. Н. Высоцким благодаря открытию в уездном сибирском городе первой фотомастерской (1866), литографии (1867), типографии (1869), рекламно-информационной газеты (1879); 2) устанавливаются связи издательской деятельности К. Н. Высоцкого и Л. К. Высоцкой с историей сибирского пароходства 1870–1890-х гг. Цель статьи – характеристика книг-дорожников типографии Высоцких как особого типа изданий, выявление их разнообразия и роли в деятельности пароходных компаний, в частности товарищества «Курбатов и Игнатов». Книговедческий анализ, осуществленный на основе структурнотипологического метода в рамках контекстного и системного подходов, позволяет по-новому интерпретировать роль и место типографии Высоцких в истории сибирской книжной культуры. Около 20% репертуара (11 из 56 книг) типографии Высоцких составляют книги, посвященные пароходам и рекам. Они представляют собой смысловое единство, своеобразную серию, структурированную пространством (3000 верст по рекам Западной Сибири от Тюмени до Томска) и идеей промышленного и культурного освоения новых земель. Структурной доминантой серии является особый тип издания – книга-дорожник, или книга-итинерарий (от лат. itinerarium), цель которой – быть указателем расстояний между населенными пунктами и путеводителем по сибирским рекам. Публикация книг-итинерариев как особого вида книг, существующих со времен Древнего Рима, свидетельствует о высокой книжной культуре издателей Высоцких. Книги-дорожники отличаются разнообразием: краткие указатели-путеводители сосуществуют с картографическим литографированным изданием и рекламным путеводителем в жанре историко-этнографических путевых очерков. Значение книг-дорожников, изданных Высоцкими, в том, что они формируют своего рода культурный бренд Тюмени как города, являющегося родиной всего судоходства по рекам Западной Сибири.

32-38 44
Аннотация

В связи со стремительной глобализацией второй половины ХХ в. проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия отдельных территорий национальных государств стали особенно актуальными и социально значимыми. Поскольку книга является одной из форм представления ценностей культурного наследия, основополагающее значение для региональной книжной культуры имеет мемориальная функция, отвечающая за сохранение наследия отдельных территорий и приобщение к нему населения. Цель представленного в статье исследования – выявление способов реализации мемориальной функции региональной книжной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке в 2000–2010-е гг. В качестве методологической основы была использована предложенная К. Мигонем теоретическая модель книжной культуры, в которой выделяются локальный, региональный, национальный, наднациональный, культурно-цивилизационный и мировой «культурные круги книги». Деятельность издательств и издающих организаций Сибири и Дальнего Востока рассматривается в рамках локального и регионального «кругов», являющихся частью национальной российской книжной культуры. В статье показаны основные акторы современного краеведческого книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке: это большинство региональных издательств и издающие организации, чья деятельность институционально связана с сохранением историко-культурного наследия (музеи, архивы и библиотеки). Представлены способы популяризации их продукции. Впервые выявлены и приведены примеры продакт-плейсмента при рекламировании краеведческой литературы. Сделан вывод,что главным каналом распространения и популяризации региональной краеведческой книжной продукции становится интернет, который открывает доступ к историко-культурному наследию Сибири и Дальнего Востока более широкому кругу читателей.

39-45 162
Аннотация

Особенность русскоязычного сегмента «Инстаграма» заключается в том, что для многих пользователей он стал площадкой для текстового самовыражения и дискуссий (в том числе и по вопросам чтения). Это объясняет создание издательствами и книжными магазинами аккаунтов в «Инстаграме», которые активно используются для продвижения книжной продукции. Цель статьи – выявить маркетинговый потенциал книжных пабликов в социальной сети «Инстаграм». Задачи исследования: проанализировать успешные практики работы издательств и книготорговых организаций на площадке «Инстаграма» с точки зрения текстового контента, визуального оформления; установить основные формы вовлеченности пользователей; рассчитать коэффициент вовлеченности ER (Engagement Rate); обозначить возможные «рецепты» успешности книжных пабликов. При просмотре официальных сайтов издательств и книжных магазинов были выявлены книжные паблики со значительным числом подписчиков; изучены формы привлечения пользователей, определены особенности содержательного контента и визуального оформления. Проведено сравнение уровня активности двух крупнейших пабликов издательств «Эксмо» и МИФ»: «eksmolive» и «mifbooks», для чего подсчитано количество постов, лайков и комментариев за период с 23.10.2019 по 22.11.2019 и рассчитан коэффициент вовлеченности по методике ER. Сделаны выводы, что издательские организации и книготорговые предприятия активно используют «Инстаграм» как перспективный маркетинговый инструмент, действенность которого определяется грамотным сегментированием аудитории, уникальностью контента и визуального оформления, использованием разнообразных способов активизации вовлеченности пользователей. 

46-55 35
Аннотация

Цель статьи – выявить особенности коммуникации и использования медиа старшим поколением сахалинских репатриантов в Японии. Были поставлены следующие задачи: 1) установить, с помощью каких медиа старшее поколение сахалинских репатриантов осуществляет коммуникацию внутри Японии и трансграничную коммуникацию; 2) установить, медиа на каких языках ими используются; 3) выявить изменения в использовании медиа сахалинскими репатриантами старшего поколения, произошедшие со времени их репатриации, и причины этих изменений. Полевое исследование проводилось с августа по октябрь 2017 г.; методом интервью было опрошено 9 человек, представляющих старшее поколение репатриантов с Сахалина, из пяти городов: Асахикава, Вакканай, Саппоро, Токио, Хакодате. Средний возраст респондентов – 70 лет и 3 месяца. Существующие исследования, посвященные сахалинским репатриантам, касались предрепатриационного периода, особенностей их идентичности и культурного бэкграунда, проявляющегося в разном уровне владения японским и русским языками, в уровне образования и в стратегии адаптации. Коммуникация и использование медиа репатриантами специально не изучались. Результаты нашего исследования позволят более глубоко понять феномен репатриации, а также процессы коммуникации современного общества как в Японии, так и в мире. Выводы: 1) сахалинские репатрианты старшего поколения с помощью мультиязычных медиа и коммуникации на различных языках поддерживают мультикультурное пространство; 2) внутри старшего поколения сахалинских репатриантов есть различия в отношении к использованию новых медиа, основанных на интернеттехнологиях. Эти различия обусловлены не только медиаграмотностью, но и социально-экономическим положением репатриантов.

56-63 161
Аннотация

В статье рассматриваются современные аудиоформаты: аудиокнига, аудиосериал и аудиоподкаст. Эти форматы приобрели большую популярность и востребованность у потребителей, уже имеют значительный рыночный вес, сформировав свой сегмент, увеличение которого отмечают эксперты. Материалом исследования являются аудиопродукты современного рынка, которые отражают тенденции развития аудиолитературы в текущих медийных условиях. Научная новизна работы заключается в рассмотрении аудиокниги, аудиосериала и аудиоподкаста в контексте нового этапа развития аудиокультуры. Проблема популярности исследуемых аудиопродуктов рассматривается в прямой зависимости от аудиочтения. Аудиочтение в исследовании понимается как современная модификация слухового чтения, как читательская практика, обусловленная качественными изменениями материально-технической базы и для создания аудиозаписей, и для их тиражирования и использования. Анализ аудиоформатов в информационном, социокультурном и когнитивном аспектах современного медиапотребления позволяет выявить новые редакторские подходы работы с аудиотекстами. Выводы: намечается переход от озвучивания печатных текстов к созданию текстов специально для озвучивания; наблюдается сокращение романной формы, популярность приобретают рассказы; редакторская обработка аудиокниг и аудиосериалов требует опоры на принципы саунд-дизайна; редакторская и режиссерская задача при подготовке аудиоподкастов связана с композиционным выстраиванием нескольких голосов рассказчиков, организующих единое идейно-тематическое поле.

МИР БИБЛИОТЕК

65-72 93
Аннотация

Статья посвящена истории создания в первой половине XIX в. коллекции русской книги в библиотеке, называющейся сейчас Университетской библиотекой в Варшаве. Основными источниками при подготовке статьи были: 1) отчеты попечителя Варшавского учебного округа за 1841–1860 гг., хранящиеся в фондах Министерства народного просвещения Российской империи в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге; 2) печатный каталог библиотеки А. Ф. Смирдина с рукописными пометками варшавских библиотекарей, находящийся в фонде Университетской библиотеки в Варшаве; 3) рукописный альбомный каталог русской книги Библиотеки Варшавского учебного округа 1850 г., хранящийся в архиве Университетской библиотеки в Варшаве. На основании их анализа в отношении коллекции русской книги было установлено: 1) количество изданий в 1850 г. (4055 названий в 6493 томах); 2) процентный состав от всех фондов библиотеки (9%); 3) тематический состав (книжное собрание гуманитарного характера, в котором большинство книг посвящено русской литературе и филологии, истории России и всеобщей; меньше всего было изданий по богословию и религии); 4) культурное значение (в состав коллекции входили редкие и ценные издания самых известных русских авторов первой половины XIX в., в том числе, например, первые издания произведений А. С. Пушкина); 5) основные направления комплектования фондов русской книги (на первом месте находилась история России, особое внимание уделялось также политической и художественной литературе).

73-82 61
Аннотация

В статье выявляются возможности библиотеки по стимулированию читательской активности в условиях развития мультимедийной культуры. Рассматриваются основные изменения деятельности библиотеки как организатора чтения в условиях мультимедийной культуры: усиление акцента на читателях и их субъектности, развитие диалоговых форм взаимодействия, реализация мультимедийных проектов, внедрение онлайн-сервисов и цифровых ресурсов, обучение читателей грамотному медийному поведению и текстовой деятельности в интернет-пространстве. Автор считает, что в условиях мультимедийности библиотека может стать активным участником преодоления информационного хаоса, упорядочения информационных потоков, активизации чтения посредством мультимедиа и новых информационных технологий, а также способствовать развитию межчитательского общения. В статье сделан вывод о необходимости подготовки библиотечных специалистов, тьюторов, готовых к организации общения по поводу книги и чтения в реальной и виртуальной среде, сетевой навигации, анализу интернет-ресурсов, распознаванию дезинформации, обучению читателей различным приемам текстовой деятельности.

НАУКА В ЦИФРАХ

83-92 66
Аннотация

Одно из наиболее важных конкурентных преимуществ отдельного ученого и / или исследовательской организации – персональная заметность (visibility) в профессиональном сообществе, зависящая от значимости полученных результатов. В условиях высокой конкуренции для такой заметности большое значение имеют не только собственно результаты, но и количество отображающих их публикаций, зависящее среди прочего от скорости издания статей журналами. В России ежегодное количество публикаций по WoS / Scopus является основным критерием выполнения институтами РАН государственного задания, что делает скорость публикации научных результатов критически важной. В статье представлены результаты статистического анализа скорости публикации авторов, работающих в Федеральном исследовательском центре «Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» (ФИЦ ИК СО РАН), проведенного с использованием его CRIS-системы SciAct. Система охватывает более 20 видов научной деятельности, в ней учтены статьи в журналах, материалы конференций, патенты, диссертации. Она содержит профили авторов, организаций и журналов, позволяет оперативно, «в один клик», создавать разнообразные отчеты и справки. На массиве из более 8 тыс. статей ФИЦ ИК СО РАН 1960–2019 гг. в 712 журналах определены минимальные, максимальные и медианные значения скорости их публикации. Полученные результаты позволяют рекомендовать сотрудникам физико-химических исследовательских организаций журналы с медианными скоростями издания статей от одного до двух месяцев. Предложенный подход и его результаты полезны для планирования исследований.

ОБЗОРЫ

93-101 93
Аннотация

Цель статьи – дать обзор рынка электронных книг в Польше. Освещена история его формирования, намечены перспективы его будущего развития; раскрывается роль писателей и блогеров в популяризации электронных книг; показано, как менялось отношение поляков к электронному чтению и их предпочтения при выборе устройств для чтения электронных книг; анализируются проблемы, с которыми сталкиваются современные польские издатели и продавцы электронных книг. В статье использованы данные социологических опросов, аналитические отчеты экспертов польского книжного рынка, научные исследования. В 2009–2018 гг. проявились основные характеристики формирующегося в Польше электронного книжного рынка: быстрые изменения технологий, необходимые для создания электронных книг; меняющиеся читательские практики; отсутствие систематизированного подхода к электронным книгам как новым медиа; наличие экономических барьеров, таких как высокая ставка НДС на цифровые публикации. В статье раскрывается роль отдельных людей и их инициатив в формировании современной медиакультуры и практик цифрового чтения. Основной вывод работы: польский рынок электронных книг все еще находится в стадии формирования своих главных сегментов. Новизна и теоретическая значимость работы заключается в выявлении и характеристике тенденций развития рынка электронных книг в Польше. Практическая значимость работы заключается в признании необходимости привлечения издателей, библиотекарей и исследователей к решению задач создания в стране постоянно обновлямой базы данных электронных изданий, ее доступности для всех пользователей.

102-107 189
Аннотация

На примере блогинга – специализированных литературных блогов и подкастов – в статье показана постепенная виртуализация читательских практик, изменение представлений о книге в медиасреде и в целом медиатизация российской книжной культуры. Основные вопросы исследования: как цифровые технологии трансформируют книжную культуру, в чем состоит специфика изменений и можно ли в условиях конвергенции традиционализма с новой культурной реальностью сохранить ключевые смыслы отечественной книжной культуры. Цель статьи – анализ литблогов и подкастов как форматов книжного медиабытия в контексте глобальной культурной повестки и изменений в сфере российского книжного потребления. Автор рассматривает аспекты фиджитализации и диджитализации книги, ее укорененность в медиапространстве и потребность в медиаподдержке; сравнивает популярные читательские интернет-сервисы и медиапроекты по популяризации чтения. Выводы: современное читательское бытие невозможно представить вне медиасреды и блогосферы прежде всего из-за их высоких коммуникативных возможностей. Книжные сервисы предоставляют виртуальную площадку для обсуждения прочитанного, инициируя диалог; блоги являются одним из востребованных и эффективных инструментов ориентации в литературном процессе и развития книжной коммуникации; блогосфера меняет ракурс восприятия книжной культуры, предлагает нестандартные подходы к ее осмыслению.

ОБМЕН ОПЫТОМ

109-120 73
Аннотация

В связи с активным расширением медиасреды, конвергентными процессами, протекающими в современном социокультурном пространстве, возникает необходимость в создании информационно-образовательных площадок для формирования информационной культуры населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье описываются результаты исследования, проведенного в целях создания благоприятных культурнообразовательных условий при организации системной работы в области формирования информационной культуры и медиаграмотности детей среднего и старшего школьного возраста в библиотеке. Цель исследования – построение универсальной модели просветительской программы с последующей ее реализацией в условиях библиотеки. Задачи исследования: 1) проведение экспериментов по апробации интерактивных уроков курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», разработанного в соответствии с предложенной универсальной моделью; 2) анализ результатов экспериментальной работы; 3) разработка программы развития Центра информационной и цифровой культуры Сахалинской областной универсальной научной библиотеки (СахОУНБ), осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной и цифровой культуры различных групп населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье дана оценка значимости проблемы, охарактеризованы параметры исследования, приведены результаты апробирования курса «Информационная культура в изучении литературы родного края». Разработана программа развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, призванного содействовать решению проблемы формирования информационной культуры подрастающего поколения.

ИНФОРМАЦИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)