Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Журнал "Библиосфера" учрежден Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) – самая большая научно-техническая библиотека за Уралом – и утвержден 23.09.2004 г. Президиумом СО РАН. Это первый за Уралом научный и научно-практический журнал по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики и смежных наук, наукометрии.

С 15 апреля 2021 г. журнал «Библиосфера» вновь включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (технические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (исторические науки).

Для определения политики журнала, рецензирования статей был создан научно-редакционный совет, в составе которого доктора наук, работающие в институтах, библиотеках и вузах России, а также редколлегия журнала. В 2017 г. Научно-редакционный совет и редколлегия были реорганизованы, была сформирована только редколлегия, состоящая из докторов и кандидатов наук, работающих в институтах, библиотеках и вузах России и за рубежом.

Цель журнала: представление результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, передового опыта в указанных областях, а также публикация результатов работ, проведенных с использованием наукометрических и библиометрических методов. Журнал публикует оригинальные научные статьи, обзоры и дискуссии, а также рецензии на заслуживающие внимания монографии, учебники и учебные пособия. Статьи и информационные материалы (о выходящих в свет изданиях, конференциях, обучающих семинарах и пр.) размещаются бесплатно. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.

Главный редактор (с 2016 г.) – Лаврик О.Л., д-р пед. наук, профессор, ГПНТБ СО РАН.

В настоящее время все выпуски журнала (с 2005 г.) доступны в электронном формате на этом сайте, на elibrary.ru, в Киберленинке. Статьям присваивается DOI.

Реферативная информация о каждой публикации журнала представлена в БД ВИНИТИ «Информатика».

В соответствии с законом «Об обязательном экземпляре документов» печатные экземпляры журнала предоставляется в Российскую книжную палату и доступны в библиотеках, получающих обязательный экземпляр.

Текущий выпуск

№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДОЛОГИЯ НИР 

3-10 141
Аннотация
Преемственность является объективной закономерностью развития библиотековедческого знания. Для библиотечной науки характерна некумулятивная модель развития. Процессы получения нового знания, его актуализации и обновления идут беспрерывно, хотя и неравномерно, с разной степенью интенсивности на разных исторических этапах. Целью статьи является обоснование преемственности и динамики в качестве основных механизмов обогащения когнитивного фонда библиотековедения как системы научного знания. Статья основана на использовании научного метода анализа документов (в том числе контент-анализа) в рамках индуктивного подхода. Традиции и инновации в библиотековедении являются основными категориями, обеспечивающими преемственность и развитие научного знания. Автор рассматривает воздействие идеологии на развитие библиотечной науки, показывает влияние изменений политического характера на библиотековедение и профессиональное сообщество. В статье приведены примеры того, как марксистская идеология блокировала разработку новых идей, предопределяла характер и содержание программ исследований и выбираемый учеными методологический инструментарий. Важнейшими механизмами укрепления преемственности в библиотечной науке являются микроисторические исследования. Создание портретов деятелей науки создает хорошую основу для проведения биографических и просопографических исследований. Портреты теоретиков и практиков, представленные в научных, научно-популярных, мемуарных и других текстах, дают представление не только об их жизнях, но также и об особенностях исторической эпохи. Роль создания портретов, а также биографических и просопографических исследований неоценима для понимания процессов динамики и преемственности в развития библиотековедческого знания. Изучение профессионального пути практиков и исследователей позволяет получить ответы на вопросы, связанные с истоками возникновения идей, концепций, теорий, помогает проследить сложный путь перехода от практической деятельности к библиотечной науке. Эти виды исследований помогают выявить социальное происхождение исследователей, понять их убеждения и мотивацию к совершенствованию практики на основе использования научного знания. Биографические и просопографические исследования способствуют снятию многих заблуждений, касающихся развития библиотечной науки на разных исторических этапах. Краеведческие исследования также важны для изучения и понимания развития библиотечной науки и особенностей профессиональной и личной жизни исследователей, внесших вклад в ее когнитивное обогащение. Интеграция результатов краеведческих, биографических и просопографических исследований позволяет создать более полную картину развития библиотечной науки в исторической перспективе.
11-20 289
Аннотация

В статье представлены результаты исследования сигналов, на основании которых у российских обществоведов складываются положительные или отрицательные впечатления относительно коллег. Респондентов, входящих в число активно публикующихся российских социологов (N = 810), просили ответить на вопрос о гипотетической ситуации, в которой им надо было, ориентируясь на характеристики заявителей на грант, поддержать или не поддержать выделение исследовательского финансирования. Релевантные характеристики ученых значительно различаются как относительной важностью, так и степенью консенсуса по их поводу. Наиболее важным и общепризнанным символом академических заслуг является написанная без соавторов монография. Наименьший консенсус касается роли заслуг, связанных с международным признанием (преподавание в «известном европейском университете», публикаций в западных журналах) и участия в диссертационном производстве (научное руководство, оппонирование). Относительный вес заслуг различается в связи с (а) общей ориентацией респондента на стандарты глобальных vs. российских науки и (б) возрастом. В отношении атрибутов, порочащих ученого (плагиат, неоднократные публикации одного и того же текста и т. д.), наблюдается наибольший консенсус.

МИР БИБЛИОТЕК 

21-39 106
Аннотация
В статье обсуждается целесообразность новых функциональных структур, вводящих функциональных специалистов вместо библиотекарей-предметников в британских университетских библиотеках. Сообщаются результаты анализа 11 полуструктурированных интервью со старшими менеджерами, которые выражают свое отношение к этому изменению. Основными факторами перемен стали стремление более тесно увязать библиотеку со стратегией университета и обеспечить более активную поддержку научным исследованиям. При этом были отмечены другие серьезные проблемы, в частности потеря тесных связей с факультетами и кафедрами. Единого мнения еще не выработано, но все согласились с тем, что это серьезная современная дискуссия, существенно влияющая на будущее позиционирование библиотек в организациях.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

43-51 76
Аннотация
Самодеятельная детско-юношеская печать имеет в России, в том числе и в сибирско-дальневосточном регионе, исторические корни. На каждом этапе ей были присущи специфические особенности, обусловленные социокультурными факторами времени. Цель статьи – анализ современных тенденций развития детского самиздата. Работа выполнена на основе обширной источниковой базы. Проанализированы данные «Реестра школьной прессы России», просмотрены PDF-версии и сетевые школьные издания, размещенные на официальных страницах почти ста учебных заведений региона, а также отдельные печатные образцы детско-юношеских самодеятельных журналов, изучены сайты «Дай зин», «Детский самиздат» и ряд популярных у подростков блоговых сообществ. Исследование показало, что в первой четверти нового тысячелетия уникальный феномен, называемый самиздатом, является активно развивающейся частью информационного пространства. Произошел количественный рост детской и подростковой прессы. Разнообразнее стали ее типо-видовые и содержательные характеристики. Наряду с юнкоровской и субкультурной подростковой периодикой выходят в свет самодельные книжные издания. Стремительное развитие новых информационных технологий вызвало появление новых форм самоиздания: сетевых журналов, блогов юных авторов.
52-60 63
Аннотация

Статья посвящена истории появления, развития и современному состоянию детской книги в Канаде. Выделяются основные политические, социоэкономические и культурные факторы, которые повлияли на становление детской книги Канады и сформировали ее уникальные характеристики.

Рассматриваются этапы исторического пути канадской детской книги: от тотального засилья канадского книжного рынка иностранными изданиями до возрождения и отражения истории колонизированных коренных народов Канады в новых книгах канадских писателей. Исследуется современный этап развития канадской детской книги, на котором, по мнению автора, она формируется как инструмент культурной идентификации нации.

Освящается ряд внутренних проблем, связанных с определением, формированием и трансляцией канадской культурной идентификации и мощного влияния извне на ее формирование.

Анализируются различные концепции формирования определения «канадская детская книга», подчеркиваются их специфические особенности и различия. Выделяется ряд критериев, используемых современными исследователями, литераторами, издателями, культурными фондами и общественными организациями Канады, для описания особенностей канадской детской книги.

Описывается система государственной и частной поддержки канадских авторов, иллюстраторов и издателей. Подчеркивается значение престижных ежегодных премий, вручаемых писателям, иллюстраторам и издателям, для популяризации и дальнейшего продвижения канадских детских книг. Рассматриваются основные стратегии поддержки и продвижения канадской детской книги внутри страны.

61-69 79
Аннотация

Статья характеризует появившиеся в последнее десятилетие направления распространения детской книги в восточных регионах страны. На основании сочетания ландшафтно-реконструирующих принципов, опросов и сравнительнотипологического анализа в статье представлены данные, расширяющие ранее изученные аспекты функционирования основных каналов реализации детской книги в Сибирско-Дальневосточном регионе. Показано, что детская книга является наибольшим сегментом российского книжного рынка, имеющим с 2008 г. тенденцию к росту. На региональном уровне она широко представлена всеми книгораспространяющими каналами: книготорговыми сетями и независимыми магазинами, интернет-магазинами, книжными отделами супермаркетов (непрофильный ритейл), киосками и лотками, книжными выставками-ярмарками. Целью статьи является анализ современных направлений распространения детской книги в регионе. Выявлены позитивные тенденции, характерные для рынка детской книги Сибирско-Дальневосточного региона: деятельность супермаркетов детской книги, появление малых независимых магазинов клубно-кулуарного формата, организация специализированных детских интернет-проектов; повышение значимости региональных книжных выставок-ярмарок, фестивалей и праздников в распространении детской книги; поддержка проектов крупнейшими российскими меценатами. Значимость изучения появляющихся в регионе новых практик распространения литературы для детей и юношества определятся их влиянием на формирование новой концептуальной модели популяризации чтения, основанной на представлении о культуре как о мощном рычаге социальноэкономического развития территорий.

НАУКА В ЦИФРАХ 

70-79 108
Аннотация

В статье проводится обзор научной продуктивности регионов Республики Беларусь по данным наукометрических систем Scopus и Web of Science. Целью работы является представление результатов библиометрического анализа исследовательской деятельности отдельных областей страны. Определены следующие показатели: количество организаций и публикаций, цитирование, среднее цитирование на статью, высокоцитируемые публикации. Выполненный анализ является актуальным, так как тема регионального распределения публикационной активности в Республике Беларусь в профессиональной печати до сих пор не освещалась. Анализ показал, что научная продуктивность областей Беларуси находится на невысоком уровне, даже при наблюдаемом росте публикационной активности в последние годы. Полученные результаты могут быть использованы в качестве исходных данных специалистами в дальнейших исследованиях, руководителями научных организаций для принятия управленческих решений в области научной политики, для определения наиболее перспективных направлений исследований и т. д. Сделан вывод, что для повышения результатов научно-исследовательской деятельности территориально-административных областей Республики Беларусь необходимо активно развивать национальное и международное научное сотрудничество.

ОБЗОРЫ 

80-88 181
Аннотация

Сравнивая издательскую политику, влияние переводной литературы и роль женщин-писательниц, автор прослеживает новые тенденции в выпуске американской и российской детской и подростковой литературы. Автор приходит к выводу, что американская литература для самых маленьких отражает многообразие современного опыта, тогда как российская переживает расцвет в области поэзии и познавательного чтения. Сравнение подростковой литературы обеих стран выявляет значительное сходство: все больше появляется книг на такие трудные темы, как болезнь, смерть, самоубийство, наркотики, психологическая травма и буллинг.

РЕЦЕНЗИИ 

89-95 94
Аннотация
Рецензия на монографию Т. В. Майстрович «Роль научных электронных библиотек в расширении пространства знаний»

ИНФОРМАЦИЯ 

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.