Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Журнал "Библиосфера" учрежден Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) – самой большой научно-технической библиотекой за Уралом – и утвержден 23.09.2004 г. Президиумом СО РАН. Это первый за Уралом научный и научно-практический журнал по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики и смежных наук, наукометрии.

С 15 апреля 2021 г. журнал «Библиосфера» вновь включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (технические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (исторические науки).

Для определения политики журнала, рецензирования статей был создан научно-редакционный совет, в составе которого доктора наук, работающие в институтах, библиотеках и вузах России, а также редколлегия журнала. В 2017 г. Научно-редакционный совет и редколлегия были реорганизованы, была сформирована только редколлегия, состоящая из докторов и кандидатов наук, работающих в институтах, библиотеках и вузах России и за рубежом.

С 01.02.2022, согласно  Перечню ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК, журнал публикует статьи по специальности 5.10.4. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение – педагогические и исторические науки.

Цель журнала: представление результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, передового опыта в указанных областях, а также публикация результатов работ, проведенных с использованием наукометрических и библиометрических методов. Журнал публикует оригинальные научные статьи, обзоры и дискуссии, а также рецензии на заслуживающие внимания монографии, учебники и учебные пособия. Статьи и информационные материалы (о выходящих в свет изданиях, конференциях, обучающих семинарах и пр.) размещаются бесплатно. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.

Главный редактор (с 2016 г.) – Лаврик О.Л., д-р пед. наук, профессор, ГПНТБ СО РАН.

В настоящее время все выпуски журнала (с 2005 г.) доступны в электронном формате на этом сайте, на elibrary.ru, в Киберленинке. Статьям присваивается DOI.

Реферативная информация о каждой публикации журнала представлена в БД ВИНИТИ «Информатика».

В соответствии с законом «Об обязательном экземпляре документов» печатные экземпляры журнала предоставляется в Российскую книжную палату и доступны в библиотеках, получающих обязательный экземпляр.

Текущий выпуск

№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ДИСКУССИИ 

5-18 86
Аннотация

В дискуссии отражены точки зрения докторов наук из РГБ, РНБ, СПбГИК и ГПНТБ СО РАН, прозвучавшие 16 марта 2022 г. на круглом столе «Наука в библиотеках», состоящемся в рамках международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2022)», проведенной ГПНТБ СО РАН. Участники дискуссии осветили вопросы: общая оценка состояния отечественного библиотековедения, книговедения, библиографоведения; ключевые направления библиотековедения, книговедения и библиографоведения второго десятилетия XXI столетия; проблемы подготовки научных кадров; место библиотековедения и перспективы его развития в системе новой Номенклатуры научных специальностей. Дискуссия позволила выделить следующие проблемы: важность решения прежде всего практико-ориентированных задач библиотековедения и библиографоведения и только затем теоретический анализ и обобщение; приход на библиотечное поле специалистов из других отраслей со слабым пониманием вопросов библиотечного дела и библиографии; отсутствие учебно-методических материалов для аспирантов и их руководителей; очень незначительное количество бюджетных мест в аспирантуре и отсутствие материальных стимулов для привлечения специалистов к научным исследованиям. В общей оценке состояния дисциплин документально-коммуникационного цикла мнения разошлись – от оптимистичного взгляда на будущее этих дисциплин до пессимистического ввиду наличия многочисленных внутренних проблем. Подчеркнута необходимость коллаборации в исследованиях. Все участники дискуссии выразили свое глубочайшее удовлетворение включением библиотековедения, библиографоведения и книговедения в новую Номенклатуру научных специальностей и появлением нового паспорта специальности.

МИР БИБЛИОТЕК 

19-27 70
Аннотация

С

Создание официальных сайтов открыло современным библиотекам принципиально новые возможности представления обширного спектра информационных ресурсов и услуг для удаленных пользователей. Цели статьи – раскрыть с позиций пользовательско-ориентированного подхода проблему определения рационального состава и размещения рубрик и подрубрик в структуре контента библиотечных сайтов; представить типовую модель контента как одно из возможных средств, обеспечивающих комфортную ориентацию пользователей на сайтах однотипных библиотек. Предлагается типовая модель контента официального веб-сайта центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Она может быть использована в любой из библиотек рассматриваемых видов: республиканских, областных, краевых, автономных округов и областей, а также центральных библиотек городов федерального подчинения. Предлагаемая типовая модель направлена на преодоление неоправданного многообразия структурных элементов посредством сокращения имеющегося перечня рубрик и подрубрик и приведения их к однотипности. Основное назначение типовой модели контента сайта – обеспечить взаимопонимание между разработчиками библиотечных сайтов и удаленными пользователями. Унификация структуры официальных сайтов библиотек может стать условием не только повышения качества контента отдельных сайтов, но и обеспечения их совместимости для формирования единого цифрового библиотечно-информационного пространства России.

28-37 89
Аннотация

В контексте развивающейся цифровой среды библиотечного образования актуально исследование потребностей и ожиданий студентов как участников образовательного процесса и непосредственных потребителей образовательных услуг. Статья содержит результаты анкетирования студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Целью опроса было определение мнений и ожиданий студентов относительно новых тенденций в образовательной практике и цифровых перспектив развития библиотечного образования. Исследование проводилось рабочей группой в рамках выполнения контрактной научно-исследовательской работы «Исследовать тенденции и пути развития библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий». Опрос затрагивал такие аспекты, как перспективный вектор подготовки библиотечных кадров, работа библиотеки в цифровой среде и готовность студентов к ней, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. В результате установлено, что студенты считают перспективным вектором развития библиотечного образования информационно-технологический (информационные дисциплины как основа подготовки). В преподаваемых на факультете информационно-документных коммуникаций курсах студенты предлагают сделать упор на дистанционное обслуживание пользователей, программирование, аналитику данных, цифровые технологии, нейросети, нанотехнологии, цифровой маркетинг, основы веб-дизайна, создание и дизайн электронных ресурсов, основы работы с графическими редакторами. Оценивая важность различных видов работы библиотеки в цифровой среде, респонденты как наиболее важную отметили «работу с электронными каталогами и базами данных». Менее всего студенты считают себя готовыми к «работе по созданию электронных информационных ресурсов» и «работе по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам». В процессе дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 наибольшей проблемой стало увеличение нагрузки и усложнение процесса обучения, чуть меньшие сложности вызвали технические проблемы коммуникации. Определен комплекс мер, необходимых для повышения качества и конкурентных преимуществ библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий с позиций студентов.

38-47 61
Аннотация

Проведен анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. В основе исследования – анкетирование по актуальности отдельных групп профессиональных компетенций: фоновые знания и навыки, знания и навыки в области научных коммуникаций, «мягкие» навыки. В целевую группу опроса вошли сотрудники библиотек, осуществляющие информационно-аналитическое сопровождение фундаментальных научных исследований РАН. Выявлено, что подавляющее большинство респондентов признают актуальность и востребованность в библиотечной практике включенных в опрос компетенций. На основе ответов респондентов компетенции разделены на две ключевые категории: универсальные и специализированные. Более 60   % групп компетенций в разделах «фоновые знания и навыки» и «знания и навыки в области научных коммуникаций» отнесено большинством респондентов в категорию специализированных. Практически все «мягкие» навыки отнесены большинством респондентов в категорию «универсальные». Группы компетенций, отнесенные в категорию «универсальные», могут быть положены в основу разработки общей модели компетенций для сотрудников научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Группы компетенций, отнесенные в категорию «специализированные», – важны для разработки вариативных моделей компетенций по отдельным функциональным ролям сотрудников, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований.

48-55 59
Аннотация

Глобализация тесно связана с переходом общества к единому информационному пространству. В этом процессе активное участие принимают библиотеки, которые благодаря развитию сотрудничества могут использовать международный опыт, оценивать свою деятельность и достижения, выявлять проблемы, повышать профессиональный уровень специалистов библиотек и участвовать в разработке новых концепций развития библиотечно-информационной деятельности и культуры в целом, активизировать взаимодействие с государственными и межгосударственными органами координации. В статье обобщен опыт развития международного сотрудничества библиотечно-информационных учреждений Республики Узбекистан, в том числе Национальной библиотеки им. А. Навои и информационно-ресурсных центров вузов, с библиотеками и ведущими информационными, образовательными и научными учреждениями, издательствами зарубежных стран, с дипломатическими миссиями, фондами, представительствами международных организаций в сферах международного документообмена, обслуживания в рамках международного межбиблиотечного абонемента; проектной деятельности, подготовки и проведения научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и др. Автор приходит к выводу, что для плодотворного решения задач следует создавать нормативно-правовую базу, привлекать грантовые средства и организовывать совместные коммерческие международные проекты.

56-65 70
Аннотация

Обслуживание пользователей посредством мультимедиа – актуальное направление библиотечной практики. Современные формы взаимодействия с пользователем обладают широким спектром функциональных возможностей, привлекают читателей, формируют имидж информационного учреждения и обеспечивают комфортные условия обслуживания. Анализ опыта работы библиотек с мультимедийными продуктами позволяет выявить основные тенденции их использования в библиотечной практике, изучить ассортимент существующих мультимедийных продуктов, их особенности, достоинства и типичные ошибки их реализации и применения. Цель работы – сравнить отечественный и зарубежный опыт создания и использования мультимедийных продуктов в обслуживании пользователей библиотек. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ документопотока на основе изучения зарубежных профессиональных периодических изданий, анализ сайтов зарубежных национальных библиотек, сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в представлении мультимедийных продуктов на библиотечных сайтах. Зарубежный опыт рассмотрен на основе представленных в зарубежных профессиональных периодических изданиях публикаций и анализа мультимедийного продукта сайтов зарубежных национальных библиотек. Мультимедийная продукция отечественных библиотек рассмотрена на основе анализа ассортимента, представленного на сайтах библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности. Дано описание особенностей реализации мультимедийных продуктов и их видового ассортимента. Представлены анализ публикационной активности и тематическое распределение публикаций, выявлены зарубежные журналы с наибольшим числом статей по теме исследования. Установлено, что вопросы создания и использования мультимедийных продуктов актуальны не только для отечественной, но и для зарубежной библиотечной практики. Отмечается интерес зарубежных авторов к предоставлению дистанционных услуг. Создание и использование мультимедийных продуктов в публикациях рассмотрено преимущественно на примере описания опыта национальных библиотек и библиотек учебных заведений. В работе подробно проанализирован ассортимент и особенности реализации мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных библиотек в сравнении с отечественной библиотечной практикой. Выявлены популярные у зарубежных библиотек виды мультимедийных продуктов и их отличия от аналогичных отечественных. Рассмотрены формы представления информации и дополнительные возможности, реализуемые в мультимедийных продуктах. Можно отметить, что на сайтах зарубежных библиотек не выявлено уникальной мультимедийной продукции, не характерной для отечественной библиотечной практики, в то же время отмечается ряд особенностей в представлении информации и видовом ассортименте.

66-73 61
Аннотация

Статья посвящена проблеме массового появления общественных, народных и уличных библиотек в Республике Тыва. Автор приводит исторический опыт создания подобных библиотек в регионе, делает акцент на их дальнейшей судьбе и проводит параллель с современным открытием общественных и народных библиотек. Цель исследования – осмыслить данное явление как процесс трансформации общественных библиотек либо как новую форму организации библиотечного пространства в регионе. На основании результатов исследования возникает вопрос, связанный с необходимостью создания и существования подобных библиотек. Делается вывод о возможности изменения организации библиотечного обслуживания в публичных библиотеках, например, следующим образом: создание залов свободного доступа к определенной части фонда без регистрации как читателя, открытие пунктов внестационарного обслуживания в удобных для жителей местах, организация буккроссинга. Для дальнейшего изучения востребованности народных, общественных и уличных библиотек необходимо проведение опроса населения, далее изучение качества предоставляемых библиотечных и информационных услуг в библиотеках Республики Тыва.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

75-82 52
Аннотация

В статье рассмотрены принципы организации книжного фонда Музея библиотековедения (1919–1921), созданного известным библиотековедом и книговедом Д. А. Баликой в период его профессионального становления в Томске для учебнометодического оснащения процесса подготовки библиотечных специалистов. Показана функциональная структура книжного собрания, оговаривается возможная динамика его состава, описывается методика выявления книг-источников и книг-образцов, которая основана на особенностях их издательско-полиграфической формы и различных аспектов содержания (отраслевая принадлежность, психологический тип). Автор характеризует способы использования двух названных типов изданий в процессе обучения (формирования знаний и умений в области библиотековедения, книговедения, писателеведения и читателеведения пассивным или активным путем, то есть в ходе усвоения содержания книг-источников либо в ходе аналитического описания книг-образцов), прослеживает библиопсихологические («рубакинские») традиции и библиопедагогические новации в представлениях Д. А. Балики о «внутренней работе» библиотекаря («руководительстве чтением» в рамках программы внешкольного образования). Реализованная Д. А. Баликой технология трансформации неспециализированного фонда в учебный представляется актуальной в связи с усилением (возрождением) читателеведческой составляющей в программах высшего библиотечного образования России и Украины в начале XXI века.

83-95 82
Аннотация

Представлены и проанализированы фонд Публичной библиотеки П. И. Макушина в Томске и динамика его пополнения в последней трети XIX – первом десятилетии XX в. Цель статьи – реконструкция фонда библиотеки. Привлечена репрезентативная источниковая база, которую составили 11 печатных каталогов библиотеки, прибавлений и приложений к ним за разные годы. По ним подсчитано количество названий и томов книг в библиотеке в целом и по отделам, которое возросло, соответственно, с 3925 и 6415 в 1878 г. до 7162 и 9334 в 1907 г., а в 1916 г. пополнилось еще на 2753 и 3745 экз. В динамике даны количественные показатели названий и томов с произведениями известных отечественных и зарубежных писателей. Составлены краткие списки авторов, чьи художественные произведения, научные и философские труды были представлены в фонде библиотеки, и ряда сочинений по всем отделам. Наличие в фонде изданий, знакомящих читателей с достижениями науки и техники, различными религиозными, социальнополитическими и экономическими учениями, включая революционные, наряду с увеличением количества книг в фонде и преобладанием в нем светской литературы было проявлением модернизации традиционного общества, проходившей в стране в рассматриваемый период.

96-103 42
Аннотация

Впервые восстанавливается история издательства третьей волны русской эмиграции «Синтаксис», дается краткий очерк истории одноименного журнала. Приводится историографический обзор изучения темы. Выявляются источники финансирования журнала и издательства. Реконструируется деятельность типографии «Синтаксис» и причины ее возникновения. Показана роль в деятельности издательства его владельцев и основателей: М. В. Розановой и А. Д. Синявского; особое внимание уделено известным книгам самого А. Д. Синявского. Анализируется издательская политика, тематико-типологический состав продукции «Синтаксиса». Издательство открыло миру имена Э. Лимонова, В. Сорокина и других авторов, пользующихся популярностью у современных читателей; мемуары А. З. Штейнберга привлекают внимание ученых различного профиля. Нетрадиционные издания «Синтаксиса» вызывают интерес у отечественных и зарубежных библиофилов и антикваров. Показана деятельность издательства «Марьина роща» – филиала «Синтаксиса». Особое внимание уделяется художникам – иллюстраторам издательства

НАУКА В ЦИФРАХ 

105-118 43
Аннотация

Наукометрия сегодня – эффективный инструмент для анализа и оценки деятельности научных организаций, а также для построения стратегий и прогнозов развития исследований. Для проведения наукометрических исследований требуются специалисты, владеющие знаниями и навыками работы с наукометрическими данными. С этой ролью как нельзя лучше справятся библиотечные сотрудники. Цель исследования – определить роль научной библиотеки в проведении наукометрических исследований в интересах научных организаций. В статье описан опыт библиометрического анализа и развитие наукометрии в Центральной научной библиотеке Уральского отделения Российской академии наук (ЦНБ УрО РАН). Проведено исследование состояния наукометрии в научных организациях УрО РАН методом анкетирования их представителей. Выявлено, что чаще всего работу в наукометрических базах данных ведут ученые секретари и заместители директоров по научной работе. В некоторых ответах наблюдается ограниченное использование возможностей наукометрических баз данных. На основе полученной информации установлена потребность в специалисте по вопросам наукометрии для каждой научной организации. Обозначены преимущества библиотечных специалистов при проведении качественного наукометрического анализа, подчеркнута значимость взаимодействия научной организации и библиотеки.

119-127 52
Аннотация

В статье представлен инструментарий поиска и анализа ключевых слов в научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru. На основе выявления общих ключевых слов в исследованиях по информационной и библиотечной политике, а также наиболее употребляемых ключевых слов в каждом из научных направлений определяются современное состояние и перспективы интеграции библиотековедческих и политологических исследований. Сделаны следующие выводы: важнейшие темы связаны с такими ключевыми словами, как «информационные ресурсы», «информационное равенство», «информационное пространство»; не зафиксированы библиотечные исследования по вопросам государственного регулирования развития медиапространства и продвижения новостной информации, крайне мало исследований по актуализации библиотек как субъектов продвижения государственных цивилизационных ценностей.

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.