Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

К вопросу о научных школах в библиотековедении

Полный текст:

Аннотация

Ученые кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) высказывают точки зрения на проблему изучения и определения библиотековедческих научных школ (НШ). Сегодня нет общепринятых методов исследования и описания НШ как социокультурного института, нет единой стратегии их развития в библиотековедении, отсутствует единство мнений о том, какой смысл следует вкладывать в само понятие «научная школа». Оно многовариантно, и пока невозможно свести его к единому унифицированному определению. В библиотековедении реально существуют различные НШ, в основе построения которых лежат различные признаки (чаще их совокупность). Анализ признаков позволяет утверждать, что эта совокупность определяет конкретную НШ. Одним из признаков предложено считать территориальный, объединяющий в единую НШ содружество ученых, ведущих научные исследования в рамках определенной территории (региона, города, научного городка и т. п.). Недостаточно убедительно распространенное предложение считать НШ лишь неформальное объединение ученых, никак не связанных и не зависимых от административной деятельности учителя. Не менее спорно предложение считать учениками лишь тех ученых, которые смогли защитить диссертации, так как некоторым аспирантам помешали это сделать бытовые и житейские обстоятельства. Сомнительно и стремление соотнести НШ с числом диссертаций, защищенных под руководством конкретного ученого, так как число аспирантов далеко не всегда зависит от него, а, например, может определяться планом приема в аспирантуру. К тому же, важнее для НШ не количество учеников, а что нового в исследуемую проблему они внесли. Тематика диссертаций тоже не всегда укладывается в рамки одной проблемы. Такое явление довольно типично для библиотековедения и отражает сосредоточенность ведущих библиотековедов на исследовании не одной, а одновременно нескольких научных проблем. Расширение кругозора научных интересов ученого обогащает научно-теоретическую базу библиотековедения, а попытки «привязать» НШ только к одному направлению, табуирование эволюции исследовательской программы школы рано или поздно приведет ее к стагнации с вытекающими последствиями. Расширение круга научных интересов ученого в процессе его профессиональной деятельности естественно. Этот факт дает дополнительные аргументы в пользу понимания временнóй «подвижности» понятия «научной школы», возможности отнесения одного исследователя на разных этапах его пути к разным школам, интеграции подходов нескольких школ в работах одного ученого, особенно для изучения сложных, многомерных явлений. Несмотря на имеющиеся исследования о НШ в библиотечно-информационной сфере, ясности в вопросе отграничения одной школы от другой нет. На библиотечно-информационных факультетах существуют три базовых направления по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», по которым защищаются диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. В рамках трех базовых направлений идут ответвления научных дисциплин на основе взаимопересечения этих наук. Но анализ в историческом аспекте становления и развития библиотечно-информационной сферы деятельности показывает «пикирование» отдельных ученых, исследовательских коллективов на научные проблемы, ранее как бы закрепленные за конкретными кафедрами, «вторжение» на смежные территории и их «захват». Этому способствуют реорганизация и переименование кафедр, переструктурирование учебных планов. Объективность и честность в изучении НШ важна для того, чтобы не было «спекуляций» на школах и их идентификации, безапелляционных утверждений, что у одного ученого есть школа, а у другого - нет. Многое, в силу деликатности проблемы, остается недосказанным, намеренно обойденным и даже искаженным в процессе интерпретации заслуг конкретной научной школы. Осмысление и описание НШ на основе разных подходов - наиболее продуктивный путь к разработке этой проблемы науковедения. В порядке постановки вопроса можно обозначить исследовательские коллективы, имеющие признаки НШ, возникшие на кафедре библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ЛГИК) в советское время и в дальнейшем продолжившие свое развитие: НШ работы с читателями В.Ф. Сахарова, ныне - научная школа библиотечно-информационного обслуживания под руководством профессоров Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) В. С. Крейденко и В. А. Бородиной, каждый из которых ведет определенное направление в рамках школы; НШ общего библиотековедения профессора А. Н. Ванеева. Требует специального изучения вопрос о научных школах библиотековедов Г. Г. Фирсова и Б. Ю. Эйдельмана. Высказано мнение, что целесообразнее называть НШ не по научным направлениям или проблемам, а использовать имена их основоположников и лидеров - «научная школа Л. Б. Хавкиной», «научная школа Ю. В. Григорьева», «научная школа В. Ф. Сахарова», «научная школа Ю. Н. Столярова» и т. д.

Об авторах

А. Н. Ванеев
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


В. С. Крейденко
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


В. А. Бородина
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


М. Н. Колесникова
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


В. В. Орлов
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Россия


Список литературы

1. Бородина В. А. Мои психологические университеты // Петерб. библ. шк. - 2002. - № 2. - С. 13-18.

2. Бородина В. А. 35 лет прошли как день… К юбилею кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ // Библ. дело. - 2013. - № 20. - С. 30-34.

3. Бородина В. А. Библиотечно-информационное образование: петербургская (Сахаровская) школа работы с читателями // Сахаровские чтения : сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 20-21 янв. 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 7-21.

4. Ванеев А. Н. Научная школа В. Ф. Сахарова // Первые Сахаровские чтения : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Санкт-Петербург, 12 нояб. 2008 г.). - Санкт-Петербург , 2008. - С. 76-81.

5. Ванеев А. Н. Общее библиотековедение в научной работе и преподавании на кафедре библиотековедения и теории чтения // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 4. - С. 20-23.

6. Ванеев А. Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек : исслед., материалы, докл. - СПб., 2004. - Вып. 5. - С. 21-34.

7. Ванеев А. Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотечного дела и библиотековедения. - СПб., 2013. - С. 94-109.

8. Воверене О. И., Вилкина О. П., Рингайтите Д. А. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике // Науч. и техн. б-ки. - 1989. - № 2. - С. 11-18.

9. Заостровская Е. А. Научные школы К. И. Абрамова и А. Н. Ванеева в области библиотековедения // Библиотечное дело-2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры : Скворцовские чтения : материалы Девятнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 23-24 апр. 2014 г.). - Ч. 1. - М., 2014. - С. 43-47.

10. Захарчук Т. В. Научная школа в библиотековедении как объект идентификации ученых // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 4. - С. 24-27.

11. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении: проблемы формирования и идентификации. - СПб. : СПбГУКИ, 2013. - 240 с.

12. Кожевникова Л. А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 22-25.

13. Колесникова М. Н., Бахтина Е. В. К вопросу о границах научной школы (в порядке дискуссии) // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 19-21.

14. Колесникова М. Н., Мокшанова Е. В. Проблемы управления библиотечным делом как предмет диссертационных исследований // Библиотечное дело-2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры : Скворцовские чтения : материалы Девятнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 23-24 апр. 2014 г.). - Ч. 2. - М., 2014. - С. 66-69.

15. Мокшанова Е. В. «Птенцы гнезда» Ванеева: к 35-летию научной школы ученого // Библиотечное дело. - 2013. - № 20. - С. 42-44.

16. Орлов В. В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : Скворцовские чтения : материалы Восемнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2013 г.). - Ч. 1. - М., 2013. - С. 79-82.

17. Сальникова Л. И. История библиотечного дела и история библиотековедения в структуре библиотечной науки // Библиотечное дело-2013 : библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : Скворцовские чтения : материалы Восемнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2013 г.). - Ч. 1. - М., 2013. - С. 94-96.

18. Скворцов В. В. Исследование истории отечественной библиотековедческой мысли // Библиотечное дело-2004 : всеобщая доступность информации : материалы Девятой междунар. науч. конф. (Москва, 22-24 апр. 2004 г.). - М., 2004. - URL: http://libconfs. narod.ru (дата обращения: 15.06.2014).


Для цитирования:


Ванеев А.Н., Крейденко В.С., Бородина В.А., Колесникова М.Н., Орлов В.В. К вопросу о научных школах в библиотековедении. Библиосфера. 2014;(4):3-12.

For citation:


Vaneev A.N., Kreydenko V.S., Borodina V.A., Kolesnikova M.N., Orlov V.V. On the problem of research schools in the library science. Bibliosphere. 2014;(4):3-12. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)