Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Книга в системе медиа

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-5-11

Полный текст:

Аннотация

Функционирование книги в современном обществе, обозначаемом исследователями не только как информационное, но и как медийное, существенно изменилось. Книга и медиа рассматриваются как уникальные явления культуры, сущность которых отражена в понятиях, нагруженных глубокими смыслами. Цель работы – раскрыть место книги в медийном пространстве. В статье поставлен ряд задач: 1) на основе отечественных и зарубежных словарей и энциклопедий современности показать разницу в подходах к определениям и раскрыть содержание понятий «книга» и «медиа»; 2) продемонстрировать специфику вхождения книги в современную медийную сферу как на уровне ее превращения в новые формы существования в электронной среде, так и на уровне ее существования в качестве самостоятельной единицы в виде печатной книги; 3) установить возможные методологические подходы к исследованию проблемы и предложить методологию трансдисциплинарности в качестве основной. Использованы методы теоретического анализа и обобщения, терминологического анализа, трансдисциплинарный подход. Термин «медиа» описывает всю сферу деятельности («медиасфера»), в центре которой находятся средства информации и коммуникации, социальные институты, связанные с производством контента и доведением его до общественности. Книга входит в эту сферу, трансформируя свою форму в новую электронную и получая выгоды от разнообразия электронных ресурсов, виртуальности, нового языка и коммуникативных форматов. Печатная книга, обладающая множеством ценных свойств, в первую очередь способностью влиять на структуры внутреннего когнитивного и психологического восприятия при чтении, сталкивается со значительными трудностями при ее публикации и распространении. Таким образом, методологически важно рассматривать книгу в любой форме ее существования как значительный элемент современной медиасистемы. Перспективно использовать междисциплинарный подход к исследованию книги, когда она изучается не поаспектно с позиции той или иной отдельной дисциплины, а как целостный объект, с использованием всех приобретенных знаний.

Об авторе

М. Г. Вохрышева
Самарский государственный институт культуры
Россия

Вохрышева Маргарита Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры документоведения и библиографоведения

Самара



Список литературы

1. Вартанова Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник СанктПетербургского университета. Серия: Язык и литература. 2018. Т. 15, № 2. С. 186–196.

2. Васильев В. И. О «рамках» книговедческой науки в современных условиях и развитии новых научных направлений // Наука о книге: традиции и инновации. Москва, 2009. С. 232–235.

3. Вохрышева М. Г. Трансдисциплинарность в библиотековедении, библиографоведении и книговедении. Самара : СГИК, 2018. 150 с.

4. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медипланирование : учеб. пособие. Москва : Акад. проект; Деловая кн., 2009. 352 с.

5. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2016. Т. 2, № 4. С. 1–8.

6. Книга : энциклопедия. Москва : Большая Рос. энциклопедия. 1999. 800 с.

7. Книга в информационном обществе. Ч. 1. Москва : Наука, 2014. 561 с.

8. Колесников Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ // Молодой ученый. 2017. № 18. С. 292–296.

9. Костюк К. Н. Книга в новой медийной среде. Москва : Директ-Медиа, 2015. 432 с.

10. Лаврик О. Л., Калюжная Т. А., Плешакова М. А. Систематический обзор как вид обзорно-аналитических продуктов // Библиосфера. 2019. № 2. С. 33–51.

11. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва : Кучково поле, 2014. 464 с.

12. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности-4. Нальчик : АНОИТ, 2017. 112 с.

13. Моль А. Социодинамика культуры. Москва : ЛКИ, 2008. 416 с.

14. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник / отв. ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. 264 с.

15. Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия. (Аналитический обзор) // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 222–225.

16. Савчук В. В. Философия эпохи новых медиа // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 33–42.

17. Сухоруков К. М. Российский книжный рынок: современное состояние // Библиография и книговедение. 2018. № 3. С. 19–39.

18. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р. В. Шольца. Москва : Навигатор, 2015. 564 с.

19. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. Около 1500 слов. Москва: АСТ: Астрель, 2011. 413 с. URL: https://info.wikireading.ru/71053 (дата обращения 25.12.2019).

20. Шарков Ф. И. Коммуникология : энцикл. словарьсправ. Москва : Дашков и Ко, 2013. 768 с.

21. Chandler D and Munday R (2011) A dictionary of media and communication. Oxford, Oxford Univ. Press. 480 p.

22. Feather J and Sturges P (eds.) (2003) International encyclopedia of information and library science. London, New York, Routledge. 688 p.

23. Liester M, Dovey J, Giddings S, Grant I and Kelly K (2009) New media: a critical introduction. London, New York, Routledge. 463 p.

24. Monaco J (1999) The dictionary of new media – the new digital world: video, audio, print: film, television, DVD, home theatre, satellite, digital photography, wireless, super CD, internet. New York, Harbor Electron. Publ. 282 p.


Рецензия

Для цитирования:


Вохрышева М.Г. Книга в системе медиа. Библиосфера. 2020;(1):5-11. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-5-11

For citation:


Vokhrysheva M.G. Book in the media systeme. Bibliosphere. 2020;(1):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-5-11

Просмотров: 898


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)