Трансформация книги в условиях медийных революций
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23
Аннотация
Статья посвящена изучению трансформации книги как одного из старейших и наиболее влиятельных типов медиа в историческом контексте медиареволюций. Характеризуются основные атрибуты медиа, подчеркиваются общие черты книги и других медиа. Рассматривается эволюция и смена речевых, письменных и электронных носителей информации. Анализируются исторические условия и современные тенденции видоизменения книги в аудио и электронном форматах, декларируется влияние этих изменений на классические взаимоотношения между всеми участниками процесса производства и потребления книг. Масштабные перемены природы книги происходили в условиях четырех медийных революций. Сегодня трансформируются мировой и отечественный книжный рынок, формируются его новые сегменты, проявляются новые возможности и коммуникационные свойства книги как медиа. Рассматриваются процессы медиатизации, которые изменяют ментальные ориентиры современников и формируют умения и навыки, необходимые для эффективного участия в коммуникационном процессе. Взаимовлияние и видоизменение канала и самого сообщения ведут к модификации восприятия текстов. Эти процессы требуют развития новых медийных компетенций у авторов, книжников, читателей, пользователей и меняют коммуникационные возможности и приоритеты медиапотребителей. Подчеркивается необходимость создания и применения трансдисциплинарного медиалогического подхода к изучению книги и книжного дела в пространственно-временном контексте.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. ЛизуноваРоссия
Лизунова Ирина Владимировна, доктор исторических наук, доцент, заведующий лабораторией книговедения
Новосибирск
С. В. Павленко
Канада
Павленко Светлана Вениаминовна, кандидат философских наук, исполнительный директор
Эдмонтон
Список литературы
1. Беловицкая А. А. Общее книговедение : учебное пособие. Москва : Книга, 1987. 256 с.
2. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015 // Книжная индустрия. 2016. URL: https://www.bookind.ru/categories/abroad/3975/ (дата обращения 20.06.2016).
3. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации : англо-русский толковый словарь концепций и терминов. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.
4. Ивиньский Б. Из доклада польского библиографа Болеслава Ивиньского на Международном библиографическом конгрессе в 1910 г. в Брюсселе // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1968. Сб. 16. С. 86–87
5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва : Акад. проект, 2005. 448 с.
6. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. Москва : ВШЭ, 2017. 423 с.
7. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой аналитический доклад. Москва, 2009. 119 с.
8. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой отчет. Москва, 2019. 89 с.
9. Колман М. Книжная индустрия и вызовы цифровой эпохи // Книжная индустрия. 2019 URL: https://www.bookind.ru/events/8405/ (дата обращения 13.04.2019).
10. Костюк К. Книга в новой медийной среде. Москва : Директ-Медиа, 2015. 432 с.
11. Ленский Б. В. Книга и книжное дело в XXI веке: первые 15 лет // Книга: Сибирь-Евразия : тр. I Междунар. науч. конгр. Новосибирск, 2017. Т. 1. С. 31–38.
12. Ленский Б. В. Книжная культура и культура книги: диалектика слова и жеста // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития. Минск ; Москва, 2019. С. 80–86.
13. Ленский Б. В. Россия в мировом книгоиздании // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1999. Сб. 77. С. 40–59.
14. Лизунова И. В. Книга как медиа: эволюция в цифровую эпоху // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 112–115
15. Лизунова И. В. Социальные медиа как интерактивная цифровая среда популяризации книги и чтения // Книга: Сибирь-Евразия : тр. I Междунар. науч. конгр. . Новосибирск, 2016. Т. 3. С. 92–108.
16. Луман Н. Реальность массмедиа. Москва : Праксис, 2005. 256 с.
17. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. Москва : Акад. проект, 2005. 496 c.
18. Медиа. Введение : учеб. пособие / ред.: А. Бриггз, П. Кобли. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 505 с.
19. Новиков О., Дуда В., Дымов В., Анурьев С. Что происходит с книжным рынком // ReadRate. 2020 URL: https://readrate.com/rus/news/chto-proiskhodit-s-knizhnym-rynkom (дата обращения 10.10.2019).
20. Сергеева О. В. Книги как медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 7. Философия. 2011. № 1. С. 68–74
21. Соколов А. В. Книжность. Интернет. Интеллигентность // Библиотековедение. 2010. № 3. С. 21–27.
22. Шартье Р. Письменная культура и общество. Москва : Нов. изд-во 2006. 272 c.
23. Шартье Р. Читатель в постоянно меняющемся мире // Иностранная литература. 2009. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2009/7/chitatel-v-postoyanno-menyayushhemsya-mire.html (дата обращения 13.04.2019).
24. Штолер А. В. Технологические аспекты эволюции книжной культуры // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. Вып. 2. С. 64–70.
25. Эльяшевич Д. А. Книговедение: жизнь после смерти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 55–81.
26. Alter A (2018) Want to read Michael Lewis’s next work? You’ll be able to listen to it first. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2018/06/02/books/audible-michael-lewis-audiobooks.html (accessed 20.06.2018).
27. Baekdal T (2011) Why books are still a powerful media? Baekdal Plus. URL: https://www.baekdal.com/trends/whybooks-are-still-a-powerful-media (accessed 21.02. 2020).
28. Barbier F (2006) Histories du livre. Peris: Armand Collin. 433 р.
29. Buringh E and Zanden J (2009) Charting the «Rise of the West»: manuscripts and printed books in Europe, a long-term perspective from the sixth through eighteenth centuries. The Journal of Economic History, 69(2): 409-445.
30. Couldry N and Hepp A (2017) The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press. 256 p.
31. Freeman M and Gambarato R (2019) The Routledge companion to transmedia studies. Routledge: Taylor & Francis Group, 2019. 492 p.
32. Ha DR and Cohen J (2018) The New York Times to launch monthly audiobook best-seller lists. The New York Times. URL: https://investors.nytco.com/press/pressreleases/press-release-details/2018/The-New-YorkTimes-to-Launch-Monthly-Audiobook-Best-SellerLists/default.aspx (accessed 03.05.2018).
33. Habermas J (1984) The theory of communicative action – reason and rationalization of society. Vol. 1. Boston: Beacon Press. 465 p.
34. Hall J (1979) The sociology of literature. New York: Longman. 162 p.
35. Innis H (2008) The bias of communication. Toronto: Univ. of Toronto Press. 304 p.
36. Jenkins H (2006) Convergence culture where old and new media collide. New York, London: New York Univ. Press. 308 p.
37. MсEwen RN (2019) Flash, spirit, plex, stretch: a transdisciplinary view of the media sensorium. Canadian Journal of Communication, 44(4). URL: https://www.cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/3727 (accessed 13.12.2019). DOI: 10.22230/cjc.2019v44n4a3727.
38. Young LC (2019) The McLuhan-Innis field: in search of media theory. Canadian Journal of Communication, 44(4). URL: https://www.cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/3719 (accessed 13.12.2019). DOI: 10.22230/cjc.2019v44n4a3719.
Рецензия
Для цитирования:
Лизунова И.В., Павленко С.В. Трансформация книги в условиях медийных революций. Библиосфера. 2020;(1):12-23. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23
For citation:
Lizunova I.V., Pavlenko S.V. The Book Transformations in the Context of Media Revolutions. Bibliosphere. 2020;(1):12-23. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23