Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Трансформация книги в условиях медийных революций

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению трансформации книги как одного из старейших и наиболее влиятельных типов медиа в историческом контексте медиареволюций. Характеризуются основные атрибуты медиа, подчеркиваются общие черты книги и других медиа. Рассматривается эволюция и смена речевых, письменных и электронных носителей информации. Анализируются исторические условия и современные тенденции видоизменения книги в аудио и электронном форматах, декларируется влияние этих изменений на классические взаимоотношения между всеми участниками процесса производства и потребления книг. Масштабные перемены природы книги происходили в условиях четырех медийных революций. Сегодня трансформируются мировой и отечественный книжный рынок, формируются его новые сегменты, проявляются новые возможности и коммуникационные свойства книги как медиа. Рассматриваются процессы медиатизации, которые изменяют ментальные ориентиры современников и формируют умения и навыки, необходимые для эффективного участия в коммуникационном процессе. Взаимовлияние и видоизменение канала и самого сообщения ведут к модификации восприятия текстов. Эти процессы требуют развития новых медийных компетенций у авторов, книжников, читателей, пользователей и меняют коммуникационные возможности и приоритеты медиапотребителей. Подчеркивается необходимость создания и применения трансдисциплинарного медиалогического подхода к изучению книги и книжного дела в пространственно-временном контексте.

Об авторах

И. В. Лизунова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Лизунова Ирина Владимировна, доктор исторических наук, доцент, заведующий лабораторией книговедения

Новосибирск



С. В. Павленко
Центр по работе с пожилыми людьми
Канада

Павленко Светлана Вениаминовна, кандидат философских наук, исполнительный директор

Эдмонтон



Список литературы

1. Беловицкая А. А. Общее книговедение : учебное пособие. Москва : Книга, 1987. 256 с.

2. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015 // Книжная индустрия. 2016. URL: https://www.bookind.ru/categories/abroad/3975/ (дата обращения 20.06.2016).

3. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации : англо-русский толковый словарь концепций и терминов. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.

4. Ивиньский Б. Из доклада польского библиографа Болеслава Ивиньского на Международном библиографическом конгрессе в 1910 г. в Брюсселе // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1968. Сб. 16. С. 86–87

5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва : Акад. проект, 2005. 448 с.

6. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. Москва : ВШЭ, 2017. 423 с.

7. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой аналитический доклад. Москва, 2009. 119 с.

8. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой отчет. Москва, 2019. 89 с.

9. Колман М. Книжная индустрия и вызовы цифровой эпохи // Книжная индустрия. 2019 URL: https://www.bookind.ru/events/8405/ (дата обращения 13.04.2019).

10. Костюк К. Книга в новой медийной среде. Москва : Директ-Медиа, 2015. 432 с.

11. Ленский Б. В. Книга и книжное дело в XXI веке: первые 15 лет // Книга: Сибирь-Евразия : тр. I Междунар. науч. конгр. Новосибирск, 2017. Т. 1. С. 31–38.

12. Ленский Б. В. Книжная культура и культура книги: диалектика слова и жеста // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития. Минск ; Москва, 2019. С. 80–86.

13. Ленский Б. В. Россия в мировом книгоиздании // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1999. Сб. 77. С. 40–59.

14. Лизунова И. В. Книга как медиа: эволюция в цифровую эпоху // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 112–115

15. Лизунова И. В. Социальные медиа как интерактивная цифровая среда популяризации книги и чтения // Книга: Сибирь-Евразия : тр. I Междунар. науч. конгр. . Новосибирск, 2016. Т. 3. С. 92–108.

16. Луман Н. Реальность массмедиа. Москва : Праксис, 2005. 256 с.

17. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. Москва : Акад. проект, 2005. 496 c.

18. Медиа. Введение : учеб. пособие / ред.: А. Бриггз, П. Кобли. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 505 с.

19. Новиков О., Дуда В., Дымов В., Анурьев С. Что происходит с книжным рынком // ReadRate. 2020 URL: https://readrate.com/rus/news/chto-proiskhodit-s-knizhnym-rynkom (дата обращения 10.10.2019).

20. Сергеева О. В. Книги как медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 7. Философия. 2011. № 1. С. 68–74

21. Соколов А. В. Книжность. Интернет. Интеллигентность // Библиотековедение. 2010. № 3. С. 21–27.

22. Шартье Р. Письменная культура и общество. Москва : Нов. изд-во 2006. 272 c.

23. Шартье Р. Читатель в постоянно меняющемся мире // Иностранная литература. 2009. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2009/7/chitatel-v-postoyanno-menyayushhemsya-mire.html (дата обращения 13.04.2019).

24. Штолер А. В. Технологические аспекты эволюции книжной культуры // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. Вып. 2. С. 64–70.

25. Эльяшевич Д. А. Книговедение: жизнь после смерти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 55–81.

26. Alter A (2018) Want to read Michael Lewis’s next work? You’ll be able to listen to it first. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2018/06/02/books/audible-michael-lewis-audiobooks.html (accessed 20.06.2018).

27. Baekdal T (2011) Why books are still a powerful media? Baekdal Plus. URL: https://www.baekdal.com/trends/whybooks-are-still-a-powerful-media (accessed 21.02. 2020).

28. Barbier F (2006) Histories du livre. Peris: Armand Collin. 433 р.

29. Buringh E and Zanden J (2009) Charting the «Rise of the West»: manuscripts and printed books in Europe, a long-term perspective from the sixth through eighteenth centuries. The Journal of Economic History, 69(2): 409-445.

30. Couldry N and Hepp A (2017) The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press. 256 p.

31. Freeman M and Gambarato R (2019) The Routledge companion to transmedia studies. Routledge: Taylor & Francis Group, 2019. 492 p.

32. Ha DR and Cohen J (2018) The New York Times to launch monthly audiobook best-seller lists. The New York Times. URL: https://investors.nytco.com/press/pressreleases/press-release-details/2018/The-New-YorkTimes-to-Launch-Monthly-Audiobook-Best-SellerLists/default.aspx (accessed 03.05.2018).

33. Habermas J (1984) The theory of communicative action – reason and rationalization of society. Vol. 1. Boston: Beacon Press. 465 p.

34. Hall J (1979) The sociology of literature. New York: Longman. 162 p.

35. Innis H (2008) The bias of communication. Toronto: Univ. of Toronto Press. 304 p.

36. Jenkins H (2006) Convergence culture where old and new media collide. New York, London: New York Univ. Press. 308 p.

37. MсEwen RN (2019) Flash, spirit, plex, stretch: a transdisciplinary view of the media sensorium. Canadian Journal of Communication, 44(4). URL: https://www.cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/3727 (accessed 13.12.2019). DOI: 10.22230/cjc.2019v44n4a3727.

38. Young LC (2019) The McLuhan-Innis field: in search of media theory. Canadian Journal of Communication, 44(4). URL: https://www.cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/3719 (accessed 13.12.2019). DOI: 10.22230/cjc.2019v44n4a3719.


Для цитирования:


Лизунова И.В., Павленко С.В. Трансформация книги в условиях медийных революций. Библиосфера. 2020;(1):12-23. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23

For citation:


Lizunova I.V., Pavlenko S.V. The Book Transformations in the Context of Media Revolutions. Bibliosphere. 2020;(1):12-23. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)