Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал – новые форматы медиапространства
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-56-63
Аннотация
В статье рассматриваются современные аудиоформаты: аудиокнига, аудиосериал и аудиоподкаст. Эти форматы приобрели большую популярность и востребованность у потребителей, уже имеют значительный рыночный вес, сформировав свой сегмент, увеличение которого отмечают эксперты. Материалом исследования являются аудиопродукты современного рынка, которые отражают тенденции развития аудиолитературы в текущих медийных условиях. Научная новизна работы заключается в рассмотрении аудиокниги, аудиосериала и аудиоподкаста в контексте нового этапа развития аудиокультуры. Проблема популярности исследуемых аудиопродуктов рассматривается в прямой зависимости от аудиочтения. Аудиочтение в исследовании понимается как современная модификация слухового чтения, как читательская практика, обусловленная качественными изменениями материально-технической базы и для создания аудиозаписей, и для их тиражирования и использования. Анализ аудиоформатов в информационном, социокультурном и когнитивном аспектах современного медиапотребления позволяет выявить новые редакторские подходы работы с аудиотекстами. Выводы: намечается переход от озвучивания печатных текстов к созданию текстов специально для озвучивания; наблюдается сокращение романной формы, популярность приобретают рассказы; редакторская обработка аудиокниг и аудиосериалов требует опоры на принципы саунд-дизайна; редакторская и режиссерская задача при подготовке аудиоподкастов связана с композиционным выстраиванием нескольких голосов рассказчиков, организующих единое идейно-тематическое поле.
Ключевые слова
Об авторе
В. Ю. БальРоссия
Баль Вера Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования, филологический факультет
Томск
Список литературы
1. Баль В. Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 5–13. DOI: 10.17223/22220836/36/1.
2. Баль В. Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 91–101. DOI: 10.17223/23062061/17/7.
3. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. ... д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015. 329 с.
4. Мелентьева Ю. П. Аудиочтение: исторические истоки и современная ситуация // Научные и технические библиотеки. 2008. № 9. С. 45–50.
5. Разгулина Л. Международная конференция «Голос и литературное воображение» (МГУ, 25 сентября 2015 г.) // Новое литературное обозрение. 2016. № 3. С. 411–413.
6. Разгулина Л., Логутов А. Звуковой субъект и звуковое письмо: обзор англоязычных книг по звуковым исследованиям // Новое литературное обозрение. 2017. № 6. С. 292–301.
7. Суленева Н. В. Единство воли и воображения при чтении художественных текстов актерами // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 2. С. 107–110
8. Суленева Н. В. К вопросу об интуиции в искусстве звучащего слова // Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: ренессанс базовых ценностей : материалы VIII междунар. науч. конф. Челябинск, 2018, Т. 2. С. 209–211
9. Суленева Н. В. Чтение как основа создания аудиокниг // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1. С. 22–24.
10. Чукреева М. А. Аудиокнига как неотъемлемый элемент культурного наследия // Человек в мире культуры. 2012. № 4. С. 47–49.
11. Чукреева М. А. Аудиокнига как явление культуры: проблема структуризации // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха : материалы IV Междунар. молодеж. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2018. С. 84–90.
12. Чукреева М. А. Аудиокниги как элемент социокультурной среды (на примере наследия У. Шекспира) // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8, № 5А. С. 217–222.
13. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Москва : Прогресс-Традиция, 2004. 576 с.
14. Erlmann V (2010) Reason and resonance: a history of modern aurality. New York: Zone Books. 424 p.
15. Hagen W (2014) Wer Bücher hört, kann auch Klänge sehen. Bemerkung zur Synästhesie des Hörbuches. Das Hörbuch Praktiken audioliteralen Schreibens und Verstehens, München: Wilhelm Fink, pp. 179-193.
16. Kassabian A (2013) Ubiquitous listening: affect, attention and distributed subjectivity. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press. 200 p.
17. Lehmann JF (2012) Literatur lesen, Literatur hören Versuch einer Unterscheidung. Text & Kritik, 196: 3-13.
18. Porter J (2016) Lost sound: the forgotten art of radio storytelling. Chapel Hill: UNC Press. 296 р.
19. Rubery M (2011) Audiobooks, literature, and sound studies. London: Routledge. 266 p.
20. Rühr S (2008) Tondokumente von der Walze zum Hörbuch: Geschichte–Medienspezifik–Rezeption: V&R unipress, Götting: V&R Unipress. 463 S.
Рецензия
Для цитирования:
Баль В.Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал – новые форматы медиапространства. Библиосфера. 2020;(1):56-63. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-56-63
For citation:
Bal V.Yu. Audiobook, audio podcast, audio series – modern formats of the media space. Bibliosphere. 2020;(1):56-63. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-56-63