Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия
Аннотация
На примере блогинга – специализированных литературных блогов и подкастов – в статье показана постепенная виртуализация читательских практик, изменение представлений о книге в медиасреде и в целом медиатизация российской книжной культуры. Основные вопросы исследования: как цифровые технологии трансформируют книжную культуру, в чем состоит специфика изменений и можно ли в условиях конвергенции традиционализма с новой культурной реальностью сохранить ключевые смыслы отечественной книжной культуры. Цель статьи – анализ литблогов и подкастов как форматов книжного медиабытия в контексте глобальной культурной повестки и изменений в сфере российского книжного потребления. Автор рассматривает аспекты фиджитализации и диджитализации книги, ее укорененность в медиапространстве и потребность в медиаподдержке; сравнивает популярные читательские интернет-сервисы и медиапроекты по популяризации чтения. Выводы: современное читательское бытие невозможно представить вне медиасреды и блогосферы прежде всего из-за их высоких коммуникативных возможностей. Книжные сервисы предоставляют виртуальную площадку для обсуждения прочитанного, инициируя диалог; блоги являются одним из востребованных и эффективных инструментов ориентации в литературном процессе и развития книжной коммуникации; блогосфера меняет ракурс восприятия книжной культуры, предлагает нестандартные подходы к ее осмыслению.
Ключевые слова
Об авторе
Г. М. АгееваРоссия
Агеева Галина Михайловна, доктор культурологии, доцент
Саранск
Список литературы
1. Баль В. Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 91–101.
2. Кириенков И., Хайретдинова А. Эти блогеры рассказывают о книгах так, что вы снова захотите читать // АФИША DAILY. 2017. 18 авг. URL: https://daily.afisha.ru/brain/6508-eti-blogeryrasskazyvayut-o-knigah-tak-chto-vy-snova-zahotite-chitat (дата обращения =11.01.2020).
3. Лизунова И. В. Книга как медиа: эволюция в цифровую эпоху // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 112–115.
4. Лизунова И. В. Книжный рынок цифровой дистрибуции в России: тренды и перспективы развития // Библиосфера. 2015. № 2. С. 59–63.
5. Лизунова И. В. Медиапространство российского региона: книга, пресса, радио, телевидение, интернет (на примере Сибири и Дальнего Востока 1991– 2011 гг.). Новосибирск, 2013. 300 с.
6. Науки о культуре в перспективе «digital humanities» : материалы междунар. конф. (3–5 окт. 2013 г., СанктПетербург) / под ред. Л. В. Никифоровой, Н. В. Никифоровой. Санкт-Петербург : Астерион, 2013. 600 с.
7. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва : Директ-Медиа, 2014. 59 с.
8. Яцунок Е. И. К определению понятия «книжный памятник» // Актуальные проблемы теории и истории библиофильства : материалы XII Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 2010. С. 15–24.
9. Rouse M. What is phygital? TechTarget. 2016. URL: https://searchcustomerexperience.techtarget.com/definition/phygital (accessed 11.01.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Агеева Г.М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия. Библиосфера. 2020;(1):102-107. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-102-107
For citation:
Ageeva G.M. Literary blogs and podcasts as formats of book media events. Bibliosphere. 2020;(1):102-107. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-102-107