Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Детско-­юношеский­ самиздат­ в начале­ XXI­ в. (по­ материалам­ Сибирско-­Дальневосточного­ региона)

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51

Аннотация

Самодеятельная детско-юношеская печать имеет в России, в том числе и в сибирско-дальневосточном регионе, исторические корни. На каждом этапе ей были присущи специфические особенности, обусловленные социокультурными факторами времени. Цель статьи – анализ современных тенденций развития детского самиздата. Работа выполнена на основе обширной источниковой базы. Проанализированы данные «Реестра школьной прессы России», просмотрены PDF-версии и сетевые школьные издания, размещенные на официальных страницах почти ста учебных заведений региона, а также отдельные печатные образцы детско-юношеских самодеятельных журналов, изучены сайты «Дай зин», «Детский самиздат» и ряд популярных у подростков блоговых сообществ. Исследование показало, что в первой четверти нового тысячелетия уникальный феномен, называемый самиздатом, является активно развивающейся частью информационного пространства. Произошел количественный рост детской и подростковой прессы. Разнообразнее стали ее типо-видовые и содержательные характеристики. Наряду с юнкоровской и субкультурной подростковой периодикой выходят в свет самодельные книжные издания. Стремительное развитие новых информационных технологий вызвало появление новых форм самоиздания: сетевых журналов, блогов юных авторов.

Об авторе

Е. Н. Савенко
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Савенко ­Елена­ Нальевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102



Список литературы

1. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 114 с.

2. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты : пер. с фр. Москва : ЮНПРЕСС, 2000. 200 с.

3. Гришаев В. «Январичи». Документальный очерк // Алтай. 1991. № 15. С. 51–67.

4. Грудинская В. В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2010. № 8. С. 163–174.

5. Дидковская Н. А., Солоницына Д. И. Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 285–287.

6. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. УланУдэ : Изд-во Бурят. ун-та, 2007. 124 с.

7. Ежова С. И. Самоактуализация подростков средствами периодической школьной прессы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 19 с.

8. Есипова В. А., Карташова Т. П. Школьный самодеятельный журнал «Лес» // Журналистский ежегодник. 2017. № 6. C. 25–31.

9. Есипова В. А., Швецов В. В. Томские самодеятельные журналы в процессах культурной идентификации учащейся молодежи // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5. С. 147–160.

10. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Москва : МГПУ, 2018. 214 с.

11. Жукова Д. А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 4. С. 57–62.

12. Звягина М. Ю., Максимова Н. В. Содержательнотематический характер детских сетевых журналов и их типы // Гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 86–92.

13. Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2014. 22 с.

14. Каткова И. Г. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2001. 22 с.

15. Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности : автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.

16. Кузьмина Е. В. Сообщества в Живом Журнале – новые коммуникативные возможности для субкультурных групп и общественных инициатив // Журнал социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 365–390.

17. Кулакова Н. Л. Типологический анализ детских и подростковых периодических изданий // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 5. С. 80–87.

18. Лебедева C. B. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России : автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. 19 с.

19. Лебедева С. В. Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа // Известия Уральского государственного университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2. С. 105–110.

20. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2 / отв. ред. С. А. Пайчадзе. Новосибирск ГПНТБ СО РАН, 2001. 367 с.

21. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры : пер. с англ. Москва : Эксмо, 2001. 364 с.

22. Петрова С. А. Детский сетевой журнал в Рунете: становление, проблемы, методы организации : автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2013. 20 c.

23. Разин П. В. Журналы в мире субкультурных сообществ // СМИ в меняющейся России. Москва, 2010. С. 209–224.

24. Савенко Е. Н. Молодежный самиздат XXI века // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014. № 7. С. 658–666.

25. Савенко Е. Н. Свободное слово: очерки истории самиздата Сибири. Новосибирск, 2017. 478 с.

26. Садкова Т. А Феномен школьных СМИ в современной культуре // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3. С. 257–261.

27. Скращук В. С. Детский самиздат // ВосточноСибирская правда. 2015. № 1. С. 7.

28. Федорова А. Б. Подростковая газета как тип издания // Современная детская пресса: векторы развития : материалы науч.-практ. семинара. Санкт-Петербург, 2005. С. 109–118.

29. Халиуллина М. С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно- функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2014. 18 с.

30. Цымбаленко С. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. Москва, 2017. 71 с.

31. Цыренова Г. Б. Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся // Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2011. С. 35–42.

32. Чибисова О. В. Взаимодействие молодежных субкультур как тип межкультурной коммуникации. Саарбрюкен : LAP LAMBERT, 2011. 186 с.

33. Юмашева Н. В. Изменение ценностно-смысловых доминант самодеятельной детско-юношеской журналистики России за период с 2000 по 2007 гг. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 201-210.

34. Hofmann SG and Nadkarni A (2012) Why do people use Facebook? Personality and Individual Differences 52: 243–249.

35. Prensky M (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon 9(5): 1–6.


Рецензия

Для цитирования:


Савенко Е.Н. Детско-­юношеский­ самиздат­ в начале­ XXI­ в. (по­ материалам­ Сибирско-­Дальневосточного­ региона). Библиосфера. 2020;(4):43-51. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51

For citation:


Savenko E.N. Children’s and youth samizdat at the beginning of the XXI century (based on the materials of the Siberian-Far Eastern Region). Bibliosphere. 2020;(4):43-51. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51

Просмотров: 342


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)