Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Библиотековедческое знание: преемственность и динамика

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-3-10

Полный текст:

Аннотация

Преемственность является объективной закономерностью развития библиотековедческого знания. Для библиотечной науки характерна некумулятивная модель развития. Процессы получения нового знания, его актуализации и обновления идут беспрерывно, хотя и неравномерно, с разной степенью интенсивности на разных исторических этапах. Целью статьи является обоснование преемственности и динамики в качестве основных механизмов обогащения когнитивного фонда библиотековедения как системы научного знания. Статья основана на использовании научного метода анализа документов (в том числе контент-анализа) в рамках индуктивного подхода. Традиции и инновации в библиотековедении являются основными категориями, обеспечивающими преемственность и развитие научного знания. Автор рассматривает воздействие идеологии на развитие библиотечной науки, показывает влияние изменений политического характера на библиотековедение и профессиональное сообщество. В статье приведены примеры того, как марксистская идеология блокировала разработку новых идей, предопределяла характер и содержание программ исследований и выбираемый учеными методологический инструментарий. Важнейшими механизмами укрепления преемственности в библиотечной науке являются микроисторические исследования. Создание портретов деятелей науки создает хорошую основу для проведения биографических и просопографических исследований. Портреты теоретиков и практиков, представленные в научных, научно-популярных, мемуарных и других текстах, дают представление не только об их жизнях, но также и об особенностях исторической эпохи. Роль создания портретов, а также биографических и просопографических исследований неоценима для понимания процессов динамики и преемственности в развития библиотековедческого знания. Изучение профессионального пути практиков и исследователей позволяет получить ответы на вопросы, связанные с истоками возникновения идей, концепций, теорий, помогает проследить сложный путь перехода от практической деятельности к библиотечной науке. Эти виды исследований помогают выявить социальное происхождение исследователей, понять их убеждения и мотивацию к совершенствованию практики на основе использования научного знания. Биографические и просопографические исследования способствуют снятию многих заблуждений, касающихся развития библиотечной науки на разных исторических этапах. Краеведческие исследования также важны для изучения и понимания развития библиотечной науки и особенностей профессиональной и личной жизни исследователей, внесших вклад в ее когнитивное обогащение. Интеграция результатов краеведческих, биографических и просопографических исследований позволяет создать более полную картину развития библиотечной науки в исторической перспективе.

Об авторе

Г. В. Варганова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

Варганова Галина Владимировна – доктор педагогических наук, профессор

Дворцовая наб., 2-4, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Акилина М. И., Дворкина М. Я. Библиотекарь, руководитель, ученый (к 90-летию Е. А. Фенелонова) // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 3. С. 276–281.

2. Алексеев В. П. Власть. Философия. Наука. Москва : Проспект, 2017. 464 с.

3. Бабосов Е. М. Человекоразмерность социальных систем. Минск : Беларуская навука, 2015. 393 с.

4. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : дис. … д-ра пед. наук : 05.25.03. Санкт-Петербург, 2007. 371 с.

5. Ванеев А. Н. «Теоретическая дискуссия» начала 1930-х гг. и ее влияние на судьбы отечественных библиотековедов // История библиотек: исследования, материалы, документы. Санкт-Петербург, 1990. Вып. 2. С. 115–139.

6. Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. Санкт-Петербург : Профессия, 2004. 368 с.

7. Ванеев А. Н. История библиотечного дела и библиотековедения. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2012. 308 с.

8. Ванеев А. Н. О методологической базе библиотековедческих исследований // Библиосфера. 2008. № 4. С. 3–6.

9. Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. Москва : Книга, 1980. 232 с.

10. Варганова Г. В. Знание, преодолевшее эпоху // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 131–139.

11. Варганова Г. В. Научные исследования в библиотечноинформационной сфере: отечественные и зарубежные практики. Санкт-Петербург : Санкт-Петерб. гос. ин-т культуры, 2018. 208 с.

12. Варганова Г. В., Михеева Г. В., Эльяшевич Д. А. Библиотеки блокадного города. Санкт-Петербург : Санкт-Петерб. гос. ин-т культуры, 2019. 224 с.

13. Вернадский В. Труды по всеобщей истории науки. Москва : Наука, 1988. 334 с.

14. Гендина Н. И., Колкова Н. И. И жар вдохновенья, и творчества сила: об учителе с благодарной памятью и любовью // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 4. С. 3–7.

15. Глазков М. Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (октябрь 1917–1939). Москва : Пашков дом, 2001. 104 с.

16. Дворкина М. Я. От идеологии к философии библиотечного дела // Библиотековедение. 1994. № 2. С. 51–53.

17. Дворкина М. Я. Теория и история библиотечного дела. Ч. 2. История библиотечного дела. Москва : Рос. гос. б-ка, 2015. 463 с.

18. Каратыгина Т. Ф. Свети, и будет светло. Профессиональные штудии. Москва : Экон-Информ., 2015. 507 с.

19. Касавин И. Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. Москва : Весь мир, 2016. 264 с.

20. Клюев В. К. Все начинается с Учителя… К 100летию со дня рождения К. И. Абрамова // Научные и технические библиотеки. 2020. № 8. С. 139-146.

21. Кожевникова Л. А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. 2014. № 1. С. 22–25.

22. Лаврик О. Л. Портрет ученого в публикациях: памяти Бориса Степановича Елепова // Научные и технические библиотеки. 2017. № 1. С. 58–65.

23. Лазаревич А. А. Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания. Минск : Беларуская навука, 2015. 537 с.

24. Леонов В. П., Соколов А. В. Люблю… А как же иначе? (Юбилейный диалог о Г. В. Гедримович) // Научные и технические библиотеки. 2009. № 3. С. 124-131.

25. Михеева Г. В., Фирсов В. Р. Человек, неподвластный времени // Библиотечное дело. 2014. № 23. С. 17–18.

26. Рубакин Николай Александрович : хрестоматия / авт.-сост.: В. А. Бородина, С. М. Бородин. Москва : РШБА, 2014. 423 с.

27. Сланимский Ч. С. Субъект творческого познания. Минск : Изд-во Акад. наук Беларуси, 1993. 160 с.

28. Столяров Ю. Н. Товарищ Рубакин – советский персональный пенсионер. Штрих к биографии великого библиотековеда и просветителя // Научные и технические библиотеки. 2017. № 4. С. 94–104.

29. Сукиасян Э. Р. О личности и творчестве Александры Кумановой // Библиография. 2017. № 1. С. 121-130.

30. Титаренко Л. Г. НТР и технократизм как проблемы научного исследования // Современный социум в мире глобальных перемен. Минск, 2016. С. 134-142.

31. Шрайберг Я. Л. Вклад Н. С. Земскова в развитие ГПНТБ России // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 119–120.


Для цитирования:


Варганова Г.В. Библиотековедческое знание: преемственность и динамика. Библиосфера. 2020;(4):3-10. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-3-10

For citation:


Varganova G.V. Library science knowledge: continuity and dynamics. Bibliosphere. 2020;(4):3-10. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-3-10

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)