Развитие игровых практик в научно-популярном тексте
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-15-21
Аннотация
Научно-популярный текст характеризуется автором в контексте конкуренции с другими медиапродуктами: фильмами, сериалами, видеоиграми. В этих условиях научно-популярный текст приобретает новые коммуникационные характеристики, одна из которых – игра. Понятие игры рассматривается через призму работы Йохана Хёйзинги «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». Цель статьи – рассмотреть существенные признаки игры. В работе проанализирована актуализация в тексте и процессе чтения четырех основных характеристик игры: игра приносит удовольствие, предусматривает наличие особого (игрового) поведения и устанавливает порядок, а также характеризуется через напряжение, которое возникает в процессе игровой деятельности. Игра приносит удовольствие играющему, что в научно-популярном тексте реализуется посредством постижения новых знаний, а также через осознание обилия смыслов и толкований текста, «мерцании значений», реализуемое с помощью метафор. Игровое поведение представляет собой «игру c адресатом»: профессиональная лексика позволяет читателю идентифицировать себя с исследователем. Особый игровой порядок достигается с помощью особых нарративных схем, которые позволяют избегать автоматизма в восприятии и помогают усвоить содержание текста наиболее продуктивно. Напряжение, присущее всякой игре, трактуется как интеллектуальное напряжение, связанное с постижением новых смыслов, и как напряжение эмоциональное, которое достигается путем использования средств художественной выразительности и закрепляет эмоциональную сопричастность читателя к событиям, описываемым в тексте. Каждое положение иллюстрируется примерами из научно-популярных произведений, представленных на российском книжном рынке. Автор приходит к выводу, что современные научно-популярные тексты демонстрируют новое свойство – игровое начало.
Об авторе
А. А. БруевРоссия
Бруев Александр Александрович, cтарший преподаватель кафедры книгоиздания и книжной торговли, аспирант
ул. Большая Морская, 18, СанктПетербург, 191186
Список литературы
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва : Прогресс, 1989. 616 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют Люди, которые играют в игры. Москва : Бомбора, 2014. 576 с.
3. Гаванде А. Тяжелый случай : записки хирурга. Москва : Альпина Паблишер, 2019. 336 с.
4. Зотов С., Майзульс М., Хартман Д. Страдающее средневековье. Москва : АСТ, 2019. 416 с.
5. Коськов М. А. К теории чистой игры // Studia culturae : альманах. Санкт-¬Петербург, 2002. № 3. С. 9–26
6. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. Санкт--Петербург : Азбука, 2016. 704 с.
7. Малишевская Н. А. Игровые практики в дискурсе постмодерна : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов-на-¬Дону, 2007. 56 с.
8. Моль А. Социодинамика культуры. Москва : ЛКИ, 2008. 416 с.
9. Николаев Н. Н. 100 великих загадок истории Франции. Москва : Вече, 2009. 720 с.
10. Панчин А. Защита от темных искусств. Москва : Corpus, 2018. 400 с.
11. Саган К. Мир, полный демонов. Наука как свеча во тьме. Москва : Альпина нон-фикшн, 2014. 538 с.
12. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. Санкт-¬ Петербург : Изд. дом Ивана Лимбаха, 2015. 416 с.
13. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир. Санкт-¬Петербург : Изд. дом Ивана Лимбаха, 2017. 456 с.
14. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупке. Санкт-¬Петербург : Амфора, 2016. 220 с.
15. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. Москва : Дрофа, 2010. 620 с.
16. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Москва : Corpus, 2016. 640 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бруев А.А. Развитие игровых практик в научно-популярном тексте. Библиосфера. 2021;(4):15-21. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-15-21
For citation:
Bruev A.A. Development of gaming practices in popular science text. Bibliosphere. 2021;(4):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-15-21