Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Критерии оценки качества рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125

Полный текст:

Аннотация

В рамках реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»1 важной задачей видится разработка критериев оценки социальной эффективности электронных услуг в сфере культуры – в частности, в библиотечном деле. При организации детского чтения ведущую роль играет информационно-рекомендательное сопровождение, способное повысить интерес читателей-детей к книгам и создать условия безопасной информационной медиасреды. Целью исследования является анализ качественных характеристик предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек. Оценка качества веб-сайтов построена на универсальных критериях оптимального предоставления необходимых для информирования читателей элементов, качества контента и его актуальности, визуального оформления сайта и обеспечения обратной связи с пользователями, а также дополнена двумя уникальными критериями: «обеспечение информационно-психологической безопасности детей» и «коммуникативно-речевые качества текстов книжных аннотаций». Применение такой системы при анализе библиотечных онлайн-сервисов на примере Российской государственной детской библиотеки и шести региональных и муниципальных детских библиотек показало, что в целом информационнорекомендательное сопровождение в сфере руководства детским чтением успешно выполняет задачу формирования виртуального библиотечного пространства. Главным из выявленных недостатков некоторых веб-сайтов являются риски, связанные с рекламными баннерами и ссылками на сторонние ресурсы, содержащими информацию с возрастным ограничением «18+».

Об авторе

Н. А. Лаут
Вятский государственный университет
Россия

Лаут Никита Андреевич, аспирант кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций

ул. Московская, 36, Киров, 610000



Список литературы

1. Брагина Г. М., Елисеева Н. И. Продвижение чтения подростков средствами сайта детской библиотеки // Культура и искусство: поиски и открытия. Кемерово, 2016. С. 232–238

2. Губанова А. Ю. Интернет для детей: специфика аудитории и требования к контенту. Москва : ОГБД, 2018. 95 с.

3. Денисова Е. А., Власова К. А. Информационнопсихологическая безопасность младших школьников // Педагогический форум. 2020. № 1. С. 27–29

4. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учеб. пособие. Москва : Рус. шк. библ. ассоц., 2017. 249 с.

5. Колесникова О. И., Лаут Н. А. Информационнопсихологическая безопасность читателяшкольника и практики цифрового поиска книги // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2021. № 2. С. 26–34

6. Колесникова О. И., Русских Е. В. Развитие читательской культуры у юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библиосфера. 2016. № 2 С. 31–37

7. Лаут Н. А. Детская книга: экология языка и культурно-языкового развития читателя в аспекте медиабезопасности // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 6. С. 167–173

8. Литовская М. А. Хорошие книги о хороших людях (о феномене детской литературы) // Филологический класс. 2004. № 11. С. 72–82

9. Решетникова О. В. Онлайн библиография и ее возможности в информационном поиске // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна, 2018. С. 338–343

10. Решетникова О. В. Сетевые библиографические ресурсы библиотек как часть общей информационной среды // Библиография. 2020. № 2. С. 3–16

11. Руководство для детских библиотек России : принято Конф. Рос. библ. ассоц. : XIV Ежегод. сес., 21.05.2009 г., г. Вологда / ред.-сост.: Н. В. Бубекина, Н. С. Волкова. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2010. 52 с.

12. Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте 0-18 / под. ред. К. Рэнкин. 2-е изд. Версия 1.1.1. Haag : IFLA, 2019. 28 p. URL: https://www.ifla.org/files/assets/libraries-forchildren-and-ya/publications/ifla-guidelines-forlibrary-services-to-children_aged-0-18-ru.pdf (дата обращения: 12.07.2021)

13. Твердохлебова М. Д., Никишкин В. В., Зиновьева Т. М. Удобство использования (юзабилити) электронного ресурса – решение задач пользователя с выгодой для компании // Креативная экономика. 2018. № 1. С. 43–58

14. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика: сущность и специфика // Библиотечное дело. 2012. № 15. С. 31–35

15. Ударцева О. М. Эффективный библиотечный сайт: datadriven-подход к управлению с применением аналитических инструментов // Библиосфера. 2021. № 2. С. 65–75

16. Шевченко Л. Б. Дизайн и удобство библиотечных веб-сайтов // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. № 11. С. 21–33

17. Шевченко Л. Б. Определение понятия «юзабилити» сайта применительно к библиотечным сайтам // Информационные ресурсы России. 2021. № 5. С. 21–24

18. Bell L, Lindbloom M, Peters T and Pope K (2008) virtual libraries and education in virtual worlds: twenty-first century library services. Policy Futures in Education 6 (1): 49–58.

19. Clarke RI, Amonkar S and Rosenblad A (2019) Design thinking and methods in library practice and graduate library education. Journal of Librarianship and Information Science 52 (3): 749–763.

20. Habibi S, Seyed-Akbari L, Torab-Miandoab A and Samad-Soltani T (2019) Usability of central library websites of Iranian universities of medical sciences: an evaluation. Journal of Library & Information Technology 39 (4): 162–168. DOI: 10.14429/djlit.39.4.14462.

21. Kaley A and Nielsen J (2019) “About Us” information on websites. Nilsen Norman Group. URL: https://www. nngroup.com/articles/about-us-information (accessed 12.07.2021).

22. Nielsen J (2005) Usability: empiricism or ideology? Nilsen Norman Group. URL: https://www.nngroup.com/articles/usability-empiricism-or-ideology (accessed 12.07.2021).

23. Timshin V, Kolesnikova O and Plotnikova T (2020) Site usability as an indicator of the educational institution media culture (on the example of basic schools of the Kirov Region). Mediaobrazovanie 60 (3): 549–559. DOI: 10.13187/me.2020.3.549.

24. Walter VA (2014) Who will serve the children? Recruiting and educating future children’s librarians. IFLA Journal 40 (1): 24–29. DOI: 10.1177/0340035214522110.


Рецензия

Для цитирования:


Лаут Н.А. Критерии оценки качества рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек. Библиосфера. 2021;(4):117-125. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125

For citation:


Laut N.A. Recommended Bibliographic Information on the Sites of Children Libraries and Criteria for Assessing its Quality. Bibliosphere. 2021;(4):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)