Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Использование результатов научных исследований для реализации образовательных программ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность – неотъемлемая составляющая образовательного процесса в вузе. Формирование образовательных программ высшей школы включает не только разработку основных составляющих подготовки обучающихся, но и учет научных направлений и исследований в области культуры, в том числе библиотечно-информационной деятельности. Цель статьи – доказать, что существует четкая взаимосвязь между научно-исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно-исследовательской работой студентов и формированием образовательных программ, с апробацией методики анализа этой взаимосвязи. В рамках проведенного исследования проанализированы результаты научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей – выпускные квалификационные работы (ВКР) и публикации преподавателей факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры (КемГИК); полученные сведения сопоставлены с образовательными программами подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Проведен анализ тематики ВКР, выявлены ведущие направления студенческих исследований. Представлено соответствие дисциплин учебного плана научным направлениям исследований.
На основе анализа публикаций и онлайн-опроса преподавателей факультета выявлены научные интересы, которые находят отражение в учебном процессе. Рассмотрено влияние результатов научных исследований студентов и преподавателей на формирование и реализацию образовательных программ библиотечно-информационной деятельности. Проведенный анализ научно-исследовательской деятельности на факультете, в соответствии с принятой методикой, показал, что в ходе образовательного процесса используются результаты исследований студентов и преподавателей для модернизации содержания дисциплин, разработки новых курсов, а также программ переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Авторы доказывают, что существует четкая взаимосвязь между научно-исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно-исследовательской работой студентов и формированием образовательных программ.

Об авторах

А. Ш. Меркулова
Кемеровский государственный институт культуры
Россия

Меркулова Альмира Шевкетовна, кандидат педагогических наук, доцент

ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056



С. В. Савкина
Кемеровский государственный институт культуры

Савкина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент 

ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056



Список литературы

1. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития : монография / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова. Москва: Литера, 2014. 300 с. [Library and information education: new concepts and development technologies: monograph (2014) / I. S. Pilko, L. G. Taranenko, M. G. Lee, O. V. Abalakova. Moscow: Litera. (In Russ.)].

2. Варганова Г. В. Научные исследования в библиотечно-информационной сфере: отечественные и зарубежные практики: монография. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2018. 208 с. [Varganova GV (2018) Scientific research in the library and information sphere: domestic and foreign practices: monograph. St. Petersburg: St. Petersburg. state Institute of Culture. (In Russ.)].

3. Дворовенко О. В., Сбитнева Г. И. Научно-исследовательская работа студентов как отражение практических задач региона // Вектор культуры Кузбасса. 2018. № 2. С. 76–81. [Dvorovenko OV and Sbitneva GI (2018) Research work of students as a reflection of the practical tasks of the region. Vektor kul'tury Kuzbassa 2: 76–81 (In Russ.)].

4. Дворовенко О. В., Сбитнева Г. И. Особенности НИР магистров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» ») // Библиография и книговедение. 2020. № 4 (429). С. 17–23. [Dvorovenko OV and Sbitneva GI (2020) Features of research work of masters in the specialty "Library and information activity"). Bibliografiya i knigovedenie 4 (429): 17–23 (In Russ.)].

5. Качанова Е. Ю. Исследовательская деятельность библиотек: назначение, теоретические основы, технология: учеб.-практ. пособие. Хабаровск: ХГИК, 2016. 80 с. [Kachanova EYu (2016) Research activity of libraries: purpose, theoretical foundations, technology: study guide. allowance. Khabarovsk: KhGIK (In Russ.)].

6. Меркулова А. Ш., Родионова Д. Д. Опыт разработки образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки «51.00.00 Культуроведение и социально-культурные проекты" в рамках ФГОС 3++ // Дистанционное обучение: методы и приемы : сб. ст. / отв. ред. И. С. Юхнова. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2020. С. 160–167. [Merkulova Ash and Rodionova DD (2020) Experience in the development of educational programs for an enlarged group of training areas "51.00.00 Cultural studies and socio-cultural projects" within the framework of the Federal State Educational Standard 3 ++. Distancionnoe obuchenie: metody i priemy. Head. Nizhny Novgorod: Publishing house of NNSU: 160–167. (In Russ.)].

7. Родионова Д. Д., Меркулова А. Ш. Современные тенденции подготовки специалистов музеологии и библиотечно-информационной деятельности в контексте цифровизации культур // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 97–105. [Rodionova DD and Merkulova ASh (2020) Modern trends in the training of specialists in museology and library and information activities in the context of digitalization of cultures. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom 4: 97–105. (In Russ.)].

8. Савкина С. В. Учебные дисциплины по вопросам библиотечно-информационного обслуживания: современное состояние и перспективы развития // Библиография. 2019. № 6 (425). С. 30-42. [Savkina SV (2019) Educational disciplines on issues of library and information services: current state and development prospects. Bibliografiya 6 (425): 30-42. (In Russ.)].

9. Савкина С. В. Зарубежные журналы информационно-библиотечной проблематики: анализ возможностей публикации для научно-педагогических работников / С. В. Савкина. // Библиотековедение. 2020. № 6. С. 29-41. Savkina SV (2020) Foreign journals of information and library problems: analysis of publication opportunities for scientific and pedagogical workers. Bibliotekovdenie 6: 29-41. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2020-69-6-629-641.

10. Савкина С. В. Интерактивные мультимедийные продукты библиотек: формирование умений технологии подготовки у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Библиосфера. 2018. №4. С. 119-124. [Savkina SV (2018) Interactive multimedia products of libraries: the formation of skills in training technology for bachelors of library and information activities. Bibliosfera 4: 119-124. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-119-123

11. Сбитнева Г. И. Формирование исследовательских компетенций бакалавров // Развитие кадрового потенциала библиотек в условиях цифровой экономики : сб. науч. ст. – Кемерово : Кемеровский гос. ин.-т культуры. 2020. С. 31–37. [Sbitneva GI (2020) Formation of research competencies of bachelors. Razvitie kadrovogo potenciala bibliotek v usloviyah cifrovoj ekonomiki. Kemerovo: Kemerovo state. in.-t culture: 31–37.(In Russ.)]

12. Сбитнева Г. И., Дворовенко О. В. Реализация трудовых функций бакалавров в дисциплинах учебного плана профиля «Информационно-аналитическая деятельность» // Опыт, проблемы и пути совершенствования подготовки специалистов. Улан-Удэ : ВСГИК, 2020. С. 54–59. [Sbitneva GI and Dvovenko OV (2020) Implementation of the labor functions of bachelors in the disciplines of the curriculum profile "Information and analytical activity". Opyt, problemy i puti sovershenstvovaniya podgotovki specialistov. Ulan-Ude: VSGIK. (In Russ.)]

13. Wildemuth B. Applications of social research methods to questions in information and library science / B. Wildemuth. – Santa Barbara: Libraries Unlimited, 2017. – 433 p.

14. Connaway L. Research methods in library and information science / L. Connaway, M. Radford. – Santa Barbara; Denver: Libraries Unlimited, 2017. – 476 p.

15. Heting Ch. Research methods in library and information science: content-analysis / Ch. Heting // Library and information science research. – 2015. – Vol. 37, № 1. – P. 36–41.

16. Mann T. The Oxford guide to library research / T. Mann. – New York: Oxford Univ. Press, 2015. – 392 p.

17. Beck S. Practical research methods for librarians and information professionals / S. Beck. – New York: Neal-Schuman Publ., 2008. – 309 p.

18. Squibb Sara I. Davidson (2020) Apprenticing researchers: exploring upper-division students’ information literacy competencies. Libr. And Acad 20 №1: 161-185.

19. Yamaguchi M. and Richardson J. (2018) Demonstrating academic library impact to faculty : a case study. Digital Library Perspectives. 34 (2): 137-150.

20. Hsiao Tsung-Ming and Chen Kuang-hua (2020) The dynamics of research subfields for library and infjrmation science: an investigation basrd jn word bibliographic coupling. Scientometrics. 125 (1): 717-737.


Дополнительные файлы

1. Рисунки
Тема
Тип Материалы исследования
Скачать (105KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Меркулова А.Ш., Савкина С.В. Использование результатов научных исследований для реализации образовательных программ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Библиосфера. 2021;(4):79-90. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90

For citation:


Merkulova A.Sh., Savkina S.V. Using the Research Results in Implementing Educational Programs for the Direction «Library and Information Activities». Bibliosphere. 2021;(4):79-90. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90

Просмотров: 471


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)