Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77

Аннотация

Компетенции библиотекарей-библиографов – актуальный предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности международных и национальных библиотечных ассоциаций. Динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на изменения роли библиотекарей-библиографов и требований к ним: от традиционных хранителей знаний до новых – коллабораторов, партнеров по исследованиям, промоутеров и стюардов данных. Во время III Международного библиографического конгресса в 2021 г. состоялась форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», целью которой стало построение модели компетенций современного библиографа. Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фасилитации дискуссий, мозгового штурма, а также на опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа. Оценка результатов опроса, сформированного на базе конструктора навыков, построенного в результате анализа образовательных стандартов, учебных программ, литературы по современному развитию библиографической деятельности и компетенциям библиотекарей, осуществлялась по стандартной шкале важности Лайкерта. Степень важности компетенций рассматривалась в четырех блоках: 1) общепрофессиональные и профессиональные компетенции, 2) профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации, 3) иные жесткие навыки библиографа, 4) мягкие навыки. Каждый блок опроса завершен открытыми вопросами, позволяющими респондентам указать любые компетенции, которые, по их мнению, должны быть включены. Определено, что важность компетенций библиографа для библиотек разных видов отличается, в связи с этим в статье представлен сводный рейтинг компетенций библиографа, а также сравнительный анализ важности компетенций библиографа библиотек разных видов (вузовской/академической и публичной).

Об авторе

Н. С. Редькина
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Редькина Наталья Степановна, доктор педагогических наук, заведующий научно-технологическим отделом, главный научный сотрудник

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200



Список литературы

1. Алтухова Г. А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 164–171.

2. Библиотекарь будущего: итоговое резюме. Форсайт сессия (Иркутск, 25–26 февраля 2021 г.). Иркутск, 2021. 26 с. URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/Resume_librarian.pdf (дата обращения = accessed 11.09.2021).

3. Галковская Ю. Н. Актуальные компетенции библиотекаря-библиографа как ориентир развития библиотечно-информационного образования: опыт исследований // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы IX Междунар. науч. семинара (Москва, 24–25 окт. 2018 г.). Минск : Центр. науч. б-ка НАН Беларуси ; Москва : Наука РАН, 2018. Ч. 1. С. 92–99.

4. Езова С. А. О взаимосвязи универсальных компетенций в поведении библиотекаря: критическое мышление (рефлексия) и эмоциональный интеллект (эмпатия) // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2020. № 1. С. 135–139.

5. Касянчук Е. Н. Профессиональные компетенции библиотекарей в цифровой образовательной среде университета // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : тр. IV Междунар. науч. конф. Красноярск, 2020. С. 157–164

6. Качанова Е. Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечноинформационной деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 117–123.

7. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва : форсайт-сессия // Библиографическая информация в цифровой культуре : III Междунар. библиогр. конгр. (Новосибирск, 2021 г.)

8. Маслакова М. В. Формирование информационноаналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 114–117.

9. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3–13.

10. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019а. Т. 68, № 6. С. 647–658.

11. Редькина Н. С. Современные тенденции в управлении исследовательскими данными // Научнотехническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. № 4. С. 1–7.

12. Сокольская Л. В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 150–153.

13. Akbar SA and Asmiyanto T (2021) Multicultural perspective in public library services. Library Philosophy and Practice 5291: 1–11. URL: https:// digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=9990&context=libphilprac (accessed 11.09.2021).

14. Bass MB, Allen TS, Vanderpool A and Capdarest-Arest N (2020) Extending medical librarians’ competencies to enhance collection organization. Health Information and Libraries Journal 37 (1): 70–77. DOI: 10.1111/hir.12280.

15. Campos L (2020) Eliminating barriers: building stronger relationships with teen library patrons. Serials Librarian 79 (1/2): 49–56. DOI: 10.1080/0361526X.2020.1772172.

16. Cherinet YM (2018) Blended skills and future roles of librarians. Library Management 39 (1/2): 93–105.

17. Collins ME (2019) Continuing education for ARL librarians in multi-faceted public service positions. Continuing Education of Reference Librarians. Routledge, pp. 17–33. DOI: 10.4324/9780429354717-3.

18. Conrad S, Shorish Y, Whitmire AL and Hswe P (2017) Building professional development opportunities in data services for academic librarians. IFLA Journal 43 (1): 65–80. DOI: 10.1177/0340035216678237.

19. Costa R, Zahedi Z and Wouters P (2015) Do “altmetrics” correlate with citations? Extensive comparison of altmetric indicators with citations from a multidisciplinary perspective. Journal of the Association for Information Science & Technology 66 (10): 2003–2019.

20. Czerniewicz L (2013) Power and politics in a changing scholarly communication landscape: pap. for the 34th conf. of the Intern. Assoc. of sci. a. technol. univ. libr. Annual IATUL proceedings. URL: https://docs.lib.purdue.edu/iatul/2013/papers/23/ (accessed 11.09.2021).

21. Esmailzadeh M, Bahrami M and Soleymani MR (2020) Competences of academic librarians in providing health research services: a qualitative study. Journal of Education and Health Promotion 9: 220. DOI: 10.4103/jehp.jehp_254_20.

22. Federer L (2018) Defining data librarianship: a survey of competencies, skills, and training. Journal of the Medical Library Association 106 (3): 294–303. DOI: 10.5195/jmla.2018.306.

23. Kennan M (2016) Data management: knowledge and skills required in research, scientific and technical organizations. Proceedings of the World Library and Information Congress: IFLA General Conference and Assembly. Haifa, pp. 1–10. URL: http://library.ifla.org/1466/1/221-kennan-en.pdf (accessed 11.09.2021).

24. Khan A (2021) Development of employability framework through skill-discrepancy method: a perspective of LIS interns and librarians in the University of Peshawar, Pakistan. International Information and Library Review [ahead-ofprint]: 1–14 DOI: 10.1080/10572317.2021.1873052.

25. King M (2018) Digital scholarship librarian: what skills and competences are needed to be a collaborative. Librarian International Information and Library Review 50 (1): 40–46. DOI: 10.1080/10572317.2017.1422898.

26. La Macchia K (2021) An academic digital library advancing an equitable and inclusive educational environment. Digital Library Perspectives 37 (1): 18–27. DOI: 10.1108/DLP-07-2020-0062.

27. Matusiak KK and Bright K (2020) Teaching research methods in master’s-level LIS programs: the United States perspective. Journal of Education for Library and Information Science 61 (3): 357–382. DOI: 10.3138/JELIS.61.3.2020-0001.

28. MLA competencies for lifelong learning and professional success. Medical Library Association. URL: https://www.mlanet.org/page/test-competencies (accessed 11.09.2021).

29. Nakitare J, Sawe E, Nyambala J and Kwanya T (2020) The emerging roles of academic librarians in Kenya: apomediaries or infomediaries? Library Management 4 (6/7): 339–353.

30. Nonthacumjane P (2021) Roles of local information professionals of the Thai provincial university libraries. Knygotyra 6: 260–293. DOI: 10.15388/Knygotyra.2021.76.83.

31. Rimanova R and Melichar M (2017) Are there any digital curators in Czech libraries? Grey Journal 13 (sp iss): 46–50.

32. Semeler AR and Pinto AL (2020) Data librarianship as a field study. Transinformacao 32: e200034. DOI: 10.1590/2318-0889202032E200034.

33. Spencer AJ and Eldredge JD (2018) Roles for librarians in systematic reviews: a scoping review. Journal of the Medical Library Association 106 (1): 46–56. DOI: 10.5195/jmla.2018.82.

34. Strategic Direction #1: enable open science. Liber. URL: https://old2020.libereurope.eu/wp-content/uploads/2016/03/Strategic-Direction-1.pdf (accessed 11.09.2021).

35. Tapfuma MM and Hoskins RG (2019) Open science disrupting the status quo in academic libraries: a perspective of Zimbabwe. The Journal of Academic Librarianship 45 (4): 406–412. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2019.05.005.

36. Vassilakaki E and Moniarou-Papaconstantinou V (2015) A systematic literature review informing library and information professionals’ emerging roles. New Library World 116 (1/2): 37–66. DOI: 10.1108/NLW-05-2014-0060.

37. (2010) Core competencies for 21st century CARL librarians. Ottawa: Canad. Assoc. of Research Libr. URL: https://www.carl-abrc.ca/doc/core_comp_profilee.pdf (accessed 11.09.2021).

38. (2017) ACRL proficiencies for assessment librarians and coordinators: approved by the ACRL Board of Directors, January 2017. Association of College and Research Libraries. URL: http://www.ala.org/acrl/standards/assessment_proficiencies (accessed 11.09.2021).

39. (2017) Core competencies for cataloging and metadata professional librarians. Cataloging competencies task force: approved by the ALCTS board of directors on Jan. 23, 2017. ALAIR: American Library Association Institutional Repository. URL: https://alair.ala.org/handle/11213/7853 (accessed 11.09.2021).

40. (2017) Teen service competencies for library staff. Chicago: Young Adult Libr. Service Assoc. URL: http://www.ala.org/yalsa/sites/ala.org.yalsa/files/content/YALSA_TeenCompetencies_web_Final.pdf (accessed 11.09.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Редькина Н.С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва. Библиосфера. 2021;(4):59-77. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77

For citation:


Redkina N.S. Competencies of a Bibliographer: Continuity of Development and Break Points. Bibliosphere. 2021;(4):59-77. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-59-77

Просмотров: 1126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)