Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47

Аннотация

Проведен анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. В основе исследования – анкетирование по актуальности отдельных групп профессиональных компетенций: фоновые знания и навыки, знания и навыки в области научных коммуникаций, «мягкие» навыки. В целевую группу опроса вошли сотрудники библиотек, осуществляющие информационно-аналитическое сопровождение фундаментальных научных исследований РАН. Выявлено, что подавляющее большинство респондентов признают актуальность и востребованность в библиотечной практике включенных в опрос компетенций. На основе ответов респондентов компетенции разделены на две ключевые категории: универсальные и специализированные. Более 60   % групп компетенций в разделах «фоновые знания и навыки» и «знания и навыки в области научных коммуникаций» отнесено большинством респондентов в категорию специализированных. Практически все «мягкие» навыки отнесены большинством респондентов в категорию «универсальные». Группы компетенций, отнесенные в категорию «универсальные», могут быть положены в основу разработки общей модели компетенций для сотрудников научных библиотек, работающих в исследовательской среде. Группы компетенций, отнесенные в категорию «специализированные», – важны для разработки вариативных моделей компетенций по отдельным функциональным ролям сотрудников, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований.

Об авторе

М. А. Пекшева
Центральная научная библиотека Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Пекшева Мария Андреевна, младший научный сотрудник

ул. Софьи Ковалевской, 22, Екатеринбург, 620137



Список литературы

1. Доронина И. Н. Формирование цифровых компетенций библиотечных специалистов на основе принципа фундаментальности // Культура: теория и практика. 2020. № 2

2. Езова С. А., Кучмурукова Е. А. Этико-коммуникативная компетенция студентов: пути формирования и развития // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 3. С. 311–319

3. Качанова Е. Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 117–123

4. Клюев В. К. Новый формат нормативного обеспечения подготовки бакалавров и магистров библиотечноинформационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2019. № 2. С. 75–84

5. Клюев В. К. Проект Профессионального стандарта специалиста в области библиотечноинформационной деятельности: общая характеристика и комментарии // Информационный бюллетень РБА. 2018. № 84. С. 16–62

6. Клюев В. К. Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностный подход к профилизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 142– 151

7. Кузнецова Т. Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной деятельности: концептуальные подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6. С. 144–150

8. Макеева O. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 84–88

9. Макеева О. В. Новый подход к построению модели компетенций библиотечных специалистов. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020. № 1. С. 71–77

10. Олефир С. В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. 2016. № 11. С. 51–58

11. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3–13

12. Пекшева М. А. Актуальные компетенции информационно-библиотечных специалистов: по материалам зарубежных исследований // Культура и образование. 2020. № 3. С. 95–114

13. Пилко И. С., Абалакова О. В. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 195– 203

14. Пилко И. С., Дворовенко О. В. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 95–101

15. Пилко И. С., Дворовенко О. В. Педагог-библиотекарь: стандартная модель и нестандартная реальность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 1. С. 20–26

16. Редькина Н. С. Компетенции библиотечных специалистов в условиях меняющейся внешней среды // INFOLIB: Информационно-библиотечный вестник. 2019а. № 2. С. 14–17

17. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019б. Т. 68. № 6. С. 647–658

18. Рушанин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 32–42

19. Bonn M (2014) Tooling up: scholarly communication education and training. College & Research Libraries News 75(3): 132–135.

20. Bronstein J (2015) An exploration of the library and information science professional skills and personal competencies: an Israeli perspective. Library & Information Science Research 37(2): 130–138.

21. Calarco P, Shearer K, Schmidt B and Tate D (2016) Librarians’ competencies profile for scholarly communication and open access. URL: https:// www.coar-repositories.org/files/Competenciesfor-ScholComm-and-OA_June-2016.pdf (accessed 31.08.2021).

22. DeLong K, Guistini D, Hannaford J, Lewis V, Sgrazzutti B, Taber Ph, Urbain C, Walde Ch, Waytuck B and Moris J (2020) Competencies for librarians in Canadian research libraries. URL: https://www.carl-abrc. ca/wp-content/uploads/2020/09/CompetenciesFinal-EN-1-2.pdf (accessed 31.08.2021)

23. Cherinet YM (2018) Blended skills and future roles of librarians. Library Management 39(1/2): 93–105.

24. Gutsche B (ed) (2009) Competency index for the library field. WebJunction. URL: https://www.webjunction.org/ documents/webjunction/Competency_Index_for_the_ Library_Field.html (accessed 31.08.2021).

25. Fraser-Arnott M (2017) Competencies for information specialists in emerging roles. Library Management 38(1): 65–76.

26. Raju J (2017) To teach or not to teach? The question of the academic librarian’s pedagogical competencies in the digital age. South African Journal of Higher Education 31(2): 251–269.

27. Sandy HM, Million AJ and Hudson-Vitale C (2020) Innovating support for research: the coalescence of scholarly communication? College & Research Libraries 81(2): 193–214.

28. Schmidt B and Shearer K (2016) Librarians’ competencies profile for research data management. URL: https:// www.coar-repositories.org/files/Competencies-forRDM_June-2016.pdf (accessed 31.08.2021).

29. Tammaro AM, Matusiak KK, Sposito FA and Casarosa V (2019) Data curator’s roles and responsibilities: an international perspective. Libri 69(2): 89–104.

30. Wałek A (2018) Is data management a new «digitisation»? A change of the role of librarians in the context of changing academic libraries’ tasks. IFLA WLIC 2018. URL: http://library.ifla.org/2247/1/139-walek-en.pdf (accessed 31.08.2021).

31. Wesolek A, Thomas WJ, Dresselhaus A, Fielding J, Simser C, Sutton S, Boczar J, Miles R, Spratt S, Robertson W and Appleton B (2017) NASIG core competencies for scholarly communication librarians. URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1055&context=scholcom (accessed 31.08.2021).

32. (2009) ALA’s core competences of librarianship. URL: http://www.ala.org/educationcareers/sites/ala.org. educationcareers/files/content/careers/corecomp/ corecompetences/finalcorecompstat09.pdf (accessed 31.08.2021).

33. (2016) Competencies for information professionals. URL: https://www.sla.org/about-sla/competencies/ (accessed 31.08.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Пекшева М.А. Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований. Библиосфера. 2022;(2):38-47. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47

For citation:


Peksheva M.A. Professional Competencies of Library Staff Engaged in Information and Analytical Support of Researches. Bibliosphere. 2022;(2):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47

Просмотров: 714


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)