Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Функциональная структура книжного собрания томского Музея библиотековедения (1919–1921 гг.)

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-75-82

Аннотация

В статье рассмотрены принципы организации книжного фонда Музея библиотековедения (1919–1921), созданного известным библиотековедом и книговедом Д. А. Баликой в период его профессионального становления в Томске для учебнометодического оснащения процесса подготовки библиотечных специалистов. Показана функциональная структура книжного собрания, оговаривается возможная динамика его состава, описывается методика выявления книг-источников и книг-образцов, которая основана на особенностях их издательско-полиграфической формы и различных аспектов содержания (отраслевая принадлежность, психологический тип). Автор характеризует способы использования двух названных типов изданий в процессе обучения (формирования знаний и умений в области библиотековедения, книговедения, писателеведения и читателеведения пассивным или активным путем, то есть в ходе усвоения содержания книг-источников либо в ходе аналитического описания книг-образцов), прослеживает библиопсихологические («рубакинские») традиции и библиопедагогические новации в представлениях Д. А. Балики о «внутренней работе» библиотекаря («руководительстве чтением» в рамках программы внешкольного образования). Реализованная Д. А. Баликой технология трансформации неспециализированного фонда в учебный представляется актуальной в связи с усилением (возрождением) читателеведческой составляющей в программах высшего библиотечного образования России и Украины в начале XXI века.

Об авторе

И. В. Никиенко
Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина
Россия

Никиенко Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, ученый секретарь

пер. Батенькова, 1, Томск, 634069



Список литературы

1. Аскарова В. Я. Читателеведческая подготовка специалиста библиотечно-информационной деятельности: в преддверии разработки образовательного стандарта четвертого поколения // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2015. Т. 205. С. 52–57

2. Балика Д. А. Библиотека, ее задачи, сущность и значение // Руководство-справочник по внешкольному образованию. Красноярск, 1920. С. 128– 148

3. Балика Д. А. Внешкольное образование, его цель, сущность и значение // Известия Музея библиотековедения. Томск, 1921. Сб. 1. С. 1–46

4. Балика Д. А. Еще о научной постановке изучения читателя // Красный библиотекарь. 1925а. № 11. С. 29–42

5. Балика Д. А. Методика разговора с читателем // Красный библиотекарь. 1925б. № 8. С. 32–49

6. Балика Д. А., Фридьева Н. Я. Трудовое начало в новой библиотеке // Свободная трудовая школа. Томск, 1920. Cб. 1. С. 29–33

7. Библиотечный фонд : словарь-справочник / сост. Е. И. Ратникова, Н. З. Стародубова, Л. Н. Толчинская. Москва : ИНФРА-М, 2017. 158 с

8. Бородина В. А. Читателеведение: наука, образование, практика. Санкт-Петербург : СПбГИК, 2018. 248 с.

9. Гарбар Л. В. Балика Дмитро Андрійович // Історія української бібліотечної справи в іменах (кінець ХІХ ст. – 1941 р.). Київ, 2017. С. 29–31

10. Демчук Н. Синкретична природа теорії бібліопедагогіки та бібліопсихології (компаративістична студія книгознавчих парадигм Д. Балики та М. Рубакіна) // Вісник Львівського університету. Серия: Книгознавство, бібліотекознавство та інформаційні технології. 2008. Вип. 3. С. 164–179

11. Демчук Н. Парадигма бібліопсихології в системі реформування вищої бібліотечно-інформаційної освіти // Вісник Книжкової палати. 2009. № 4. С. 15–20

12. Десятерик В. И. Иван Сытин. Москва : Молодая гвардия, 2015. 251, [3] с.

13. Загидуллина М. В. Современное читателеведение и чтениеведение в западных Social Studies и проблемы изучения чтения в отечественной науке XXI века // Чтение. XXI век. Москва, 2015. С. 74–94.

14. Иванова Г. А. Библиопедагогика и библиопсихология в структуре библиотечно-информационного образования // Культура: теория и практика. 2019. № 4

15. Рубакин Н. А. Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научнофилософских и литературно-общественных идей. Т. 1. Москва : Наука, 1911. XXIV, 191, 424, [4], 28, [8], 42 c.

16. Рубакин Н. А. Этюды по психологии читательства. (Внеклассное чтение и его организация). Мариинск : Изд. Мариинского союза кооперативов, 1919. 84 с.

17. Шехурина Л. Д. Музей и книга (аспекты взаимодействия) // Библиосфера. 2010. № 4. С. 24–28

18. Яковенко А. В. Музей библиотековедения в Томске (1919–1921) – малоизученная страница истории книжной культуры России // Информационный бюллетень РБА. 2011. № 59. С. 166–171

19. Hennequin É (1888) La critique scientifique. Paris, Perrin. (In Fr.).

20. Hedstrom M and King JL (2004) On the LAM: Library, archive, and museum collections in the creation and maintenance of knowledge communities. Organization for Economic Co-operation and Development. URL: www.oecd.org/dataoecd/59/63/32126054.pdf (accessed 30.09.2021).


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Никиенко И.В. Функциональная структура книжного собрания томского Музея библиотековедения (1919–1921 гг.). Библиосфера. 2022;(2):75-82. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-75-82

For citation:


Nikienko I.V. Functional Structure of Tomsk Library Science Museum’s Book Collection (1919–1921). Bibliosphere. 2022;(2):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-75-82

Просмотров: 316


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)