Preview

Bibliosphere

Advanced search

Methodology of a spatial approach in library science: prevalence and specificity of applying

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2017-4-51-61

Abstract

Space is one of the basic categories of philosophy having extensive operational and analytical capabilities. Nowadays the specificity of different types of spaces is studied, and the methodology of a spatial approach has become recognized as an effective method of knowledge in various sciences: philosophy, philology, pedagogics and psychology, political science, sociology, art history and cultural studies, economics and law, technical and natural sciences (physics, mathematics, biology, chemistry). As a special tool, the spatial approach is included in the scientific-educational store of documentary communication cycle’s sciences. To proof this statement authors examined an array of dissertations on library science and bibliography. A vector of cognitive activity, formed in librarian works of last 20-30 years, was directed on researching a spatial-information subject, as well as related to an «information space» phenomenon. However, many scientists, focusing on spatial terminology, have not deepened theoretical aspects and set tasks to detect an entity and structure of the information space without trying to offer its definition. Nevertheless, after representation theoretical and methodological foundations for studying information space scientists by T. F. Berestova in her doctoral dissertation researches began operating spatial terminology more confidently. Works’ analysis in library science allowed concluding that studying information or any other space researchers always focus their attention on investigating the interaction of the subject, which simultaneously acts as a part and as a creator of the space with other subjects and objects within it. This interaction provides course of integrative processes between subjects. The library science has already studied some form of interaction, identified a number of areas of integration processes, which are involved and initiated by the library. Thus, the analysis of works revealing the spatial issues enabled to summarize the methodology and to identify some common theoretical and methodological positions, which should be relied while developing a new epistemological tool in library science: methodology of the spatial approach. This article offers recommendations to use the spatial approach in library science and bibliographic researches.

About the Authors

T. F. Berestova
Chelyabinsk State Institute of Culture
Russian Federation


A. V. Mikhailova
Chelyabinsk State Institute of Culture
Russian Federation


References

1. Ахмад А. Национальные библиотеки стран арабского региона: тенденции развития и функционирования в информационном пространстве : дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998. 216 с.

2. Багрянцева М. Г. Нравственно-эстетическое пространство современного телевидения : на материалах ТВ Дальневосточного региона : дис.. канд. искусствоведения. Москва, 2004. 155 с.

3. Баранов А. В. Как осмыслить пространство? // Человек. Сообщество. Управление. 2015. Т. 16, № 3. С. 126-131.

4. Берестова Т. Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров // Библиотековедение. 2005. № 1. С. 53-51.

5. Берестова Т. Ф. Законы формирования структуры информационного пространства и функции информации // Библиография. 2009. № 5. С. 32-47.

6. Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки. Москва : Либерея, 2007. 240 с.

7. Берестова Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2005. 51 с.

8. Большой Российский энциклопедический словарь. Москва : Большая Рос. энцикл., 2003. 1888 с.

9. Бублик М. М. Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи : дис.. канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 2014. 205 с.

10. Буевич Г. А. Библиотеки высших учебных заведений в системе информационно-образовательного пространства крупного провинциального города (по материалам города Барнаула) : дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2003. 230 с.

11. Бурдье П. Социология социального пространства. Москва : Алетейя, 2007. 288 c.

12. Галактионова С. П. Документные ресурсы вузовских библиотек как компонент образовательно-информационного пространства территории : дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2004. 220 с.

13. Госина Л. И. Взаимодействие издательской и библиотечной деятельности Российской академии наук в информационном пространстве : автореф. дис.. д-ра филол. наук. Москва, 2004. 44 с.

14. Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие // Право знать: история, теория, практика. 2001. № 7/8. С. 8-14.

15. Еременко Т. В. Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде: (опыт сравнительного библиотековедческого исследования) : дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2004. 421 с.

16. Журавлева Т. В. Модернизация библиотеки вуза : дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2009. 200 с.

17. Зиновьева Н. Б. Библиография в структуре информационной культуры: теоретико-методологическое исследование : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 34 с.

18. Игумнова Н. П. Евразийское библиотечное пространство: теория и практика развития: дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2009. 367 с.

19. Исмагилова А. Х. Электронная библиотечная система как инструмент интеграции в едином информационном пространстве : дис.. канд. пед. наук. Казань, 2011. 212 с.

20. Кедровский О. В. Информационное пространство России // Информационные ресурсы России. 1994. № 4. С. 2-3.

21. Кожевникова Л. А. Экономический потенциал библиотеки: анализ и диагностика развития : автореф. дис … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 37 с.

22. Коморовская Т. В. Библиотека вуза в условиях трансформации высшего профессионального образования : дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 288 с.

23. Кондрашова В. А. Интеграция нормативно-правовых информационных ресурсов в регионе : дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2001. 174 с.

24. Кряжевских М. Ю. Коммуникационное пространство музея: формирование культурного дискурса : дис.. канд. культурологии. Челябинск, 2014. 129 с.

25. Майстрович Т. В. Электронный документ как компонент библиотечного фонда : дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2005. 437 с.

26. Меняев М. Ф. Методологические основы информатизации библиотечно-библиографических процессов : дис.. д-ра пед. наук. Москва, 1994. 504 с.

27. Назарова М. С. Архитектурное пространство как социокультурный феномен : дис.. д-ра филос. наук. Волгоград, 2013. 320 с.

28. Олефир С. В. Библиотеки для детей и подростков в информационно-образовательном пространстве региона : дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 2014. 356 с.

29. Опарина О. Д. Социокультурная динамика библиотеки классического университета : автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 23 с.

30. Паршукова Г. Б. Информационно-библиографическое обеспечение научной деятельности потребителя в условиях высшего учебного заведения как фактор повышения качества образования : дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. 213 с.

31. Пахомова И. А. Формирование интегрированного информационного ресурса региональной автоматизированной библиотечно-информационной сети : дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 201 с.

32. Переверзев С. В. Единое информационно-экономическое пространство в макроэкономической системе России : дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 158 с.

33. Плахутина Е. Н. Учебно-методический комплекс как один из инструментов формирования библиотекой информационно-образовательного пространства вуза : дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 184 с.

34. Плугатаренко П. Н. Современное политическое пространство: особенности и тенденции его формирования (теоретико-методологический анализ) : дис.. канд. полит. наук. Москва, 2012. 165 с.

35. Полтавская Е. И. Схематизация научных категорий - методологическая основа общей теории библиотековедения, библиографоведения, книговедения : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2015. 54 с.

36. Прохоренко И. Л. Пространственный подход в исследовании международных отношений. Москва : ИМЭМО РАН, 2015. 111 с.

37. Сенина О. И. Интеграционное образовательное пространство как фактор развития творческой деятельности учащихся : дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2008. 173 с.

38. Сергеева С. А. Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: современное состояние и перспективы : на материале технических университетов : автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2008. 23 с.

39. Соколов А. В. Мир общественного знания. Читатель. Библиотекарь // Отраслевая библиотечно-библиографическая подготовка студентов. Проблемы совершенствования. Ленинград, 1986. С. 6-34.

40. Соколов А. В. Философия информации : учеб. пособие. Челябинск, 2011. 454 с.

41. Ступина А. С. Культурное пространство провинциального города: Саратов второй половины XIX - начала XX века в воспоминаниях современников : дис.. канд. ист. наук. Саратов, 2008. 274 с.

42. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев [и др.]. 2-е изд. Москва : Совет. энцикл., 1989. 815 с.

43. Хан Е. И. Пространственный подход к изучению общественных явлений. URL: http://www.academia.edu/5656871/ (дата обращения: 13.01.2016).

44. Чепеленко К. О. К вопросу о пространственном подходе в искусстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 40-43.

45. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И. Т. Касавина. Москва : Канон+ ; Реабилитация, 2009. 1248 с.

46. Яшина Н. Г. Гипертекстовое лингвистическое пространство электронной библиотеки : дис.. канд. пед. наук. Казань, 2004. 210 с.

47. Schein E. H. Ogranizational psychology. 2nd ed. Engelwood Clift ; New York : Prentice-Hall, 1970. 138 р.

48. Yukl G. Leadership in organizations. 5th ed. New Jersey : Prentice-Hall, 2002. 508 р.


Review

For citations:


Berestova T.F., Mikhailova A.V. Methodology of a spatial approach in library science: prevalence and specificity of applying. Bibliosphere. 2017;(4):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2017-4-51-61

Views: 528


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)