Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Состояние и особенности медиакультуры современной молодежи

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-72-80

Аннотация

Актуальность темы «медийная культура молодежи» обусловлена недостаточностью специальных исследований проблемы с точки зрения деятельности библиотек. В статье приведены результаты социологического исследования медийной культуры молодых людей, проведенного на базе Челябинской областной библиотеки для молодежи. Показано, что она характеризуется определенным рядом особенностей медиапотребления, где наиболее важной респондентами указано «получение информации о том, что происходит в мире». Поднимается проблема определения понятия «медийная культура молодежи» как частного варианта термина «информационная культура», проведено сравнение общих оснований между информационной и медийной культурой, а также разницы, привносимой появлением понятия «медийная культура», определены характеристики личности, связанные с развитой медийной культурой. Автор приводит данные ряда социологических и статистических исследований, отражающие особенности медийной культуры, свойственной молодежи. Рассмотрены функции медиа и их влияние на молодежь, специфика существования молодежи в медийной среде. Автором выделено своеобразие деятельности молодежи в условиях медийной среды, включая специфику поиска информации, организацию общения путем обращения к интерактивным его формам, значение для развития личностной медийной культуры феномена социальных сетей, его влияние на изменение традиций письменной речи. Отдельно рассмотрена проблема сетевых угроз для пользователей и роль формирования медийной культуры в целях минимизации подобных угроз. Отмечена роль интернета в формировании молодежной синтезированной субкультуры, которая включает в себя особый этикет, сленг и иерархию в процессе общения. Автором приведены данные о наиболее типичных свойствах медийной культуры молодежи, на основании как уже имеющихся, так и собственных исследований, сделана попытка систематизации этих свойств – наиболее характерными названы приоритет общения посредством социальных сетей, прослушивание и просматривание медиафайлов в интернете, обращение к онлайн-играм, ведение сетевого бизнеса. Представленная информация и результаты собственного исследования автора актуальны для разработки стратегии и тактики работы библиотек по формированию медийной культуры молодых пользователей.

Об авторе

О. П. Горбат
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Горбат Ольга Петровна - старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36А



Список литературы

1. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.11. Санкт-Петербург, 2007. 26 с.

2. Вохрышева М. Г. Медиакультура: понятие, структура // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Москва, 2014. С. 191–196

3. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. 512 с.

4. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. Москва : Политиздат, 1967. 64 с.

5. Долгов Ю. Н., Коповой А. С., Малюченко Г. Н., Смирнов В. М. Развитие культуры медиа-потребления: социально-психологический подход. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. 208 с.

6. Забокрицкая Л. Д. Информационная культура современной молодежи // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально–экономические науки. 2017. № 4. С. 114–118

7. Зеленина Е. В. Медиакультура молодежных интернет-сообществ // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018. № 2. C. 1–8

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

9. Кириллова Н. Б. Зачем нужна медиакультура // Уральский федеральный округ. 2004. № 1. С. 17–21

10. Коповой А. С. Культура медиапотребления как средство обеспечения медиа-безопасности // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 52–55

11. Кошева Ю. С. К вопросу о медиакультуре как элементе электоральной культуры // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2015. С. 242–249

12. Кузнецова Е. И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизации. Нижний Новгород, 2008. 272 с.

13. Льнянова Л. М. Модель развития медиакультуры личности студентов в образовательном пространстве высшей профессиональной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4. С. 239–243

14. Михайличенко Д. Г. Субъективация современного человека в условиях репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции психикой // Вестник ВЭГУ. 2011. № 6. С. 102–109

15. Савчук В. В. Философия эпохи новых медиа // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 33–42

16. Саттарова З. З. Медиакультура – основа информационной компетентности студентов// Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации : сб. науч. тр. XI Междунар. науч-практ. конф. Москва, 2014. С. 61–63

17. Султанов Н. А. Медийная культура молодежи: проблемы и технологии формирования // Современные социальные технологии работы с молодежью в интернет-коммуникациях : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. Уфа. 2019. С. 39–43

18. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям// Инновации в образовании. 2007. № 10. C. 75–108

19. Федосеева Н. Н. Виртуальное пространство – новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект) // Информационное право. 2007. № 3. С. 3–8

20. Челышева И. В. Культуротворческий подход к проблеме медиакультуры в современном информационном пространстве // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 81–88

21. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде : материалы социологического исследования / сост. В. П. Чудинова. Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2012. 144 с.

22. Aufderheide P and Firestone C (1993) Media literacy: a report of the national leadership conference on media literacy. Queenstown: Aspen Inst. Real MR (1996) Exploring media culture: a guide. [S. l.]: SAGE Publ.


Рецензия

Для цитирования:


Горбат О.П. Состояние и особенности медиакультуры современной молодежи. Библиосфера. 2022;(4):72-80. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-72-80

For citation:


Gorbat O.P. The State and Features of the Media Culture of Modern Youth. Bibliosphere. 2022;(4):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-72-80

Просмотров: 963


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)