Социологическое исследование новой модели повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов Самарской области
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-41-48
Аннотация
Статья посвящена результатам социологического исследования, проведенного в рамках инновационного образовательного проекта «Федеральная инновационная площадка “Академия библиотечно-информационного мастерства”» Самарского государственного института культуры. Проект направлен на создание новой модели системы повышения квалификации и развитие творческого потенциала библиотечно-информационных специалистов Самарского региона. Анализ этой системы и определение перспектив ее развития позволят спроектировать новую дополнительную образовательную программу «Современная библиотека в условиях цифрового пространства». Также требует решения проблема совершенствования системы повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов муниципальных библиотек в контексте формирования новых профессиональных компетенций в условиях цифровой среды и притока в библиотечные учреждения специалистов с непрофильным образованием.
Ключевые слова
Об авторах
И. Н. КлюяшкинаРоссия
Клюяшкина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотечно-информационных ресурсов
ул. Фрунзе, 167, Самара, 443010
И. А. Богданова
Россия
Богданова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
ул. Фрунзе, 167, Самара, 443010
Список литературы
1. Басков Н. В. Кадровый ресурс библиотек как фактор ретрансляции современных культурных тенденций России // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф., Казань, 22 мая 2020 г. Казань, 2020. С. 21–25 [Baskov NV (2020) Personnel resource of libraries as a factor of retransmission of modern cultural trends in Russia. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’: vektory issledovatel’skikh i prakticheskikh perspektiv: materialy Mezhdunar. elektron. nauch.-prakt. konf., Kazan’, 22 maya 2020 g. Kazan, pp. 21–25. (In Russ.)].
2. Богданова И. А. Библиотечные коллективы в исследованиях студентов БИФ // Шестые Азаровские чтения. Библиотека в социальном и медийном пространстве региона : Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2009. С. 28–31 [Bogdanova IA (2009) Library collectives in the research of students of the BIF. Shestye Azarovskie chteniya. Biblioteka v sotsial’nom i mediinom prostranstve regiona: Vseros. nauch.-prakt. konf. Samara, pp. 28–31. (In Russ.)].
3. Богданова И. А. Библиотечный коллектив: методологические и методические аспекты изучения : учеб.-метод. пособие. Москва : Литера, 2011. 144 с. [Bogdanova IA (2011) Library staff: methodological and methodological aspects of study: manual. Moscow: Litera. (In Russ.)].
4. Богданова И. А. Библиотечный коллектив: опыт практического исследования // Инновационный маркетинг – путь к обновлению сельских библиотек : материалы творч. лаб. инноваций. Самара, 2007а. С. 29–32 [Bogdanova IA (2007a) Library staff: practical research experience. Innovatsionnyi marketing – put’ k obnovleniyu sel’skikh bibliotek: materialy tvorch. lab. innovatsii. Samara, pp. 29–32. (In Russ.)].
5. Богданова И. А. Формирование психологической готовности студентов к исследованию коллектива библиотеки // Пятые Азаровские чтения. Стратегии деятельности региональных библиотек в современном социуме : регион. науч.-практ. конф., Самара, дек. 2006. Самара, 2007б. С. 173–177 [Bogdanova IA (2007b) Formation of psychological readiness of students to study the library staff. Pyatye Azarovskie chteniya. Strategii deyatel’nosti regional’nykh bibliotek v sovre-mennom sotsiume: region. nauch.-prakt. konf., Samara, dek. 2006. Samara, pp. 173–177. (In Russ.)].
6. Булычева А. А. Кадровые ресурсы библиотеки: проблемы и перспективы // Румянцевские чтения – 2019 : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23–24 апр. 2019 г. Москва, 2019. С. 101– 105 [Bulycheva AA (2019) Personnel resources of the library: problems and prospects. Rumyantsevskie chteniya – 2019 : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 23–24 apr. 2019 g. Moscow, pp. 101– 105. (In Russ.)].
7. Галанов А. Б. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 12. С. 63–71 [Galanov AB (2012) Distance technologies in additional professional education. Distantsionnoe i virtual’noe obuchenie 12: 63–71. (In Russ.)].
8. Дмитриев Н. А. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования: региональная модель // В мире научных открытий. 2010. № 5. С. 38–40 [Dmitriev NA (2010) Additional professional education in the system of continuing professional education: a regional model. V mire nauchnykh otkrytii 5: 38–40. (In Russ.)].
9. Ермакова Л. И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 90–94 [Ermakova LI (2013) Innovative strategies in additional professional education. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera 9: 90–94. (In Russ.)].
10. Каптерев А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов. Москва : Профиздат, 2001. 225 с. [Kapterev AI (2001) The virtual world of the Russian librarian: the experience of a sociological study of the professional consciousness of library specialists. Moscow: Profizdat. (In Russ.)].
11. Манихина Т. А. Изучение библиотечного коллектива в условиях инновационной деятельности // Этюды культуры : материалы Междунар. науч.- практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апр. 2015 г. Томск, 2015. С. 142–148 [Manikhina TA (2015) Studying the library collective in the conditions of innovative activity. Etyudy kul’tury: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Tomsk, 21 apr. 2015 g. Tomsk, pp. 142–148. (In Russ.)].
12. Попова Н. Р. Изучение библиотечных коллективов студентами Самарского государственного института культуры // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 5. С. 24–27 [Popova NR (2015) The study of library collectives by students of the Samara State Institute of Culture. Molodye v bibliotechnom dele 5: 24–27. (In Russ.)].
13. Ромашкина Т. А. Исследование кадрового потенциала общедоступных библиотек Хабаровского края: современное состояние, пути оптимизации // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры : материалы науч.-практ. конф., Казань, 16–18 окт. 2019 г. Казань, 2019. С. 422–426 [Romashkina TA (2019) Research of the personnel potential of public libraries in Khabarovsk Territory: current state, ways of optimization. Sbornik materialov Mezhdunarodnogo sammita po kul’ture i obrazovaniyu, posvya-shchennogo 50-letiyu Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury: materialy nauch.-prakt. konf., Kazan’, 16–18 okt. 2019 g. Kazan, pp. 422–426. (In Russ.)].
Рецензия
Для цитирования:
Клюяшкина И.Н., Богданова И.А. Социологическое исследование новой модели повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов Самарской области. Библиосфера. 2022;(3):41-48. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-41-48
For citation:
Klyuyashkina I.N., Bogdanova I.A. Sociological Research of a New Model of Professional Development of Library and Information Specialists in the Samara Region. Bibliosphere. 2022;(3):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-41-48