Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59

Аннотация

Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи – показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте – апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.

Об авторе

А. В. Юкляевская
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Юкляевская Анна Вячеславовна, младший научный сотрудник отдела научной библиографии

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102



Список литературы

1. Агратин Е. Особенности каталогизации источников в поисковых базах данных средств массовой информации // Информационные ресурсы России. 2017. № 1. С. 2–7

2. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. Москва : Книга, 1969. 167 с.

3. Белоусова Т. И. Газета как информационно-библиографический ресурс раскрытия фондов // Румянцевские чтения – 2023 : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18–20 апр. 2023 г. Москва, 2023. С. 54–57

4. Белых Т. В. Психологические интерактивные развивающие программы в системе образования : учеб. пособие. Ч. 1. Москва : Перо, 2022. 82 с.

5. Вохрышева М. Г. «Информационные ресурсы», «библиографические ресурсы»: определения понятий и новые подходы // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2019. Ч. 2. С. 3–9

6. Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. 368 с.

7. Вохрышева М. Г. Широта охвата читательской аудитории как показатель эффективности различных средств пропаганды литературы // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 108–117

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва : АСТ : Астрель, 2010. 671 с.

9. Гамель И. Х. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других, в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии, во Франции и в других странах и подробно изъяснены правила и порядок употребления оного в училищах : сочинения. Санкт-Петербург, 1820. 352 с.

10. Гольдштейн Д. А. О действенности рекомендательной библиографии для школьников // Рекомендательная библиография и руководство чтением : сб. ст. по теории и методике. Москва, 1967. С. 152–163

11. Горбунов А. М., Добрынина Н. Е. Книжная иллюстрация во взаимодействии с информационным полем текста // Человек в мире искусства. Информационные аспекты : тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар, 1994. Ч. 2. С. 232–235

12. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. 2-е изд. Новосибирск : НГПУ, 2014. 177 с.

13. Инькова Л. М. Массовая советская библиотека в системе пропаганды книги // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 118–130

14. Колегаева С. Д. О состоянии пропаганды книги на телевидении // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 147–153

15. Колесникова Н. С. Проблемы активизации чтения старшеклассников в целях профориентации // Влияние рекомендательного библиографического пособия на мотивацию выбора старшеклассниками научно-популярной книги в помощь профориентации : сб. науч. тр. Москва, 1982. С. 11–30

16. Кузнецова Т. Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6. С. 164–170

17. Куликова А. П. Некоторые особенности рекомендательной библиографии в периодической печати // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 131–146

18. Куликова А. П. Новые подходы в библиографической пропаганде научно-технических знаний // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 38–51

19. Ларикова Л. А. Рекомендательная библиография научно-познавательной литературы как средство активизации чтения подростков : дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1984. 177 с.

20. Ноздрякова Е. В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 17–21

21. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого : сб. ст. / сост. Ю. В. Новикова. Москва : Педагогика, 1976. 120 с.

22. Плюснина Е. М., Третьякова И. В. Целостно-ценностный подход в развивающем чтении : (метод. пособие). Санкт-Петербург, 2004. 67 с.

23. Рекомендательно-библиографическое пособие: составление и использование : метод. рекомендации / сост.: Н. А. Гришанина [и др.]. Москва, 1987. 113 с.

24. Терешин В. И. О библиотечной педагогике и руководстве чтением. Москва, 1993. 34 с.

25. Трубников С. С., Тугов Ю. М. Система пособий рекомендательной библиографии. Современные проблемы и решения // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 6–22

26. Тугов Ю. М. Теоретические основы целостности рекомендательно-библиографического пособия // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 5–21

27. Фомина Е. Н. Не сумма слагаемых, а диалектическое единство // Советская библиография. 1978. № 2. С. 21–24

28. Шеломенцева М. Б. Основы руководства чтением научно-познавательной литературы в детских библиотеках : учеб. пособие. Ленинград, 1977. 44 с.

29. Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России // Библиосфера. 2023. № 1. С. 65–72. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.


Рецензия

Для цитирования:


Юкляевская А.В. СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения. Библиосфера. 2024;(2):51-59. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59

For citation:


Yuklyaevskaya A.V. Media Reports as a Source of Information for Creating Advisory Bibliographic Resources for the Development of Scientific Worldview. Bibliosphere. 2024;(2):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59

Просмотров: 268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)