Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Профессиональная подготовка библиотечных специалистов к применению нейросетей в социокультурной деятельности

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-3-5-14

Аннотация

Эффективность социокультурной деятельности библиотек во многом зависит от профессионализма сотрудников, их коммуникабельности, креативности, навыков применения цифровых технологий. Актуальность статьи определена возрастающей популярностью нейросетей, их внедрением в различные сферы деятельности человека. Цель статьи – исследовать возможности формирования компетенций по использованию нейросетей в социокультурной деятельности у студентов библиотечно-информационной специальности, а также определить готовность студентов воспринимать все аспекты использования нейросетевых алгоритмов. В статье на основе анализа публикаций и проведенного экспресс-опроса среди студентов третьего и четвертого курсов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», сделана попытка диверсифицировать потенциал нейросетей для подготовки компетентного специалиста в социокультурной деятельности библиотек. Результаты исследования показывают, что в процессе подготовки библиотечно-информационных кадров к применению нейросетей в социокультурной деятельности ключевыми условиями выступают: изучение и анализ опыта работы библиотек по использованию нейросетей в социокультурной деятельности; внедрение в образовательную программу теоретических и практических блоков по использованию нейросетей в социокультурной деятельности библиотек; учет и управление рисками использования нейросетей. Реализуя указанное, следует уделять повышенное внимание ответственному подходу, эмоциональным, творческим проявлениям деятельности в образовательном и производственном процессах.

Об авторе

Е. Ю. Козленко
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Беларусь

Козленко Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационно-аналитической деятельности.

ул. Рабкоровская, 17, Минск, 220007



Список литературы

1. Барышев Р. А., Касянчук Е. Н., Рзянкин И. С. Технологии искусственного интеллекта в библиотеке // Информационный бюллетень РБА. 2023. № 101. С. 54-58

2. Бричковский В. И., Канашевич Е. Д., Ковалевский А. В. Перспективы и проблемы использования систем искусственного интеллекта на основе нейросетей в библиотечной сфере // Бібліятэчны веснік. 2023. Вып. 15. С. 27-41

3. Булатова А. В. Нейронные сети и культурные практики // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Инновации в образовании как ключевой аспект социально-экономического развития общества : материалы Междунар. форума, Екатеринбург, 13-15 апр. 2023 г. Екатеринбург, 2023. С. 80-89

4. Былевский П. Г. Культурологическая деконструкция социально-культурных угроз ChatGPT информационной безопасности российских граждан // Философия и культура. 2023. № 8. С. 46-56 DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0757.2023.8.43909.

5. Везетиу Е. В., Ромаева Н. Б. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 73-77

6. Гаврилова Ю. В., Моторина И. Е., Павлова Т. Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 1. С. 20-25

7. Елина И. И., Матвеева Г. В. Влияние нейросетей на писательскую деятельность // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 18 мая 2023 г. Казань, 2023. С. 400-408

8. Земсков А. И., Телицына А. Ю. Демонстрация возможностей чата GPT в библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 131-145 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-4-131-145.

9. Каптерев А. И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113-137 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-113-137.

10. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. С. 119-132 DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11099.

11. Колантаевская Е. А. Использование искусственного интеллекта в работе учреждений социальнокультурной деятельности // Актуальные исследования. 2023. № 44-1. С. 101-106

12. Маслова Ю. В. Перспективы использования искусственного интеллекта для формирования интеллектуальных систем в библиотечной деятельности // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием, Казань, 29 марта 2022 г. Казань, 2022. С. 220-225

13. Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Использование средств технологии дополненной реальности в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2022. № 7. С. 15-29 DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11051.

14. Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Ефименко И. С. Возможности применения генеративных нейросетей в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 4. С. 65-85 DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11044.

15. Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании // Научные и технические библиотеки. 2024. № 1. С. 105-128 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-105-128.

16. Нуждова Д. А. Нейросети в библиотечном деле: опыт проекта «Новые библиотекари» // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации (КорФор-2023) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 19-23 июня 2023 г. Санкт-Петербург, 2023. С. 59-65

17. Олешкевич К. И., Авдеева Т. М. Современное состояние и перспективы развития технологий ИИ в сфере культуры // Актуальные исследования. 2021. № 8. С. 22-25

18. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. С. 41-49

19. Сакомская Г. С. Подходы в правовом регулировании технологий с искусственным интеллектом // Pravo. by : сайт. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/2021/podkhody-v-pravovom-regulirovanii-tekhnologiy-s-iskusstvennym-intellektom/ (дата обращения = accessed 12.03.2024). Дата публикации = published 22.09.2021.

20. Саликов А. Э. Искусственный интеллект как фактор активизации молодежного культуротворчества // Культура. Наука. Творчество : XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 11 мая 2023 г.) : сб. науч. ст. Минск, 2023. С. 269-273

21. Степанов В. К. Искусственный интеллект и возможности его применения в библиотеках // Интеллигенция и культура: история, современность, перспективы : материалы Межвузов. науч. конф., Казань, 14-15 февр. 1996 г. Казань, 1996. С. 110111

22. Степанов В. К., Маджумдер М. Ш., Бегунова Д. Д. Методика применения большой языковой модели ChatGPT в библиотечно-библиографической деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 86-108 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-4-86-108.

23. Шрайберг Я. Л. Особенные компоненты цифровой трансформации общества, активно влияющие на технологические и поведенческие модели деятельности современных библиотек (Ежегодный доклад Седьмого Международного профессионального форума «СОЧИ-2023») // Научные и технические библиотеки. 2023. № 8. С. 13-84 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-13-84.

24. Ядрышникова Л. Г. Культурные практики повседневности: к вопросу о методологических принципах изучения // Известия Уральского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2007. № 53, вып. 14. С. 194-202

25. Barsha S and Munshi SA (2024) Implementing artificial intelligence in library services: a review of current prospects and challenges of developing countries. Library Hi Tech News 41 (1): 7-10. DOI: https://doi.org/10.1108/LHTN-07-2023-0126.

26. Bates T, Cobo C, Marino O and Wheeler S (2020) Can artificial intelligence transform higher education? International Journal of Educational Technology in Higher Education 17: 42. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-020-00218-x.

27. Gao CA, Howard FM, Markov NS, Dyer EC, Ramesh S, Luo Y and Pearson AT (2023) Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers. Digital Medicine 6: 75. DOI: https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6.

28. Cox AM (2021) Exploring the impact of Artificial Intelligence and robots on higher education through literature-based design fictions. International Journal of Educational Technology in Higher Education 18: 3. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-020-00237-8.

29. Fernandez P (2016) «Through the looking glass: envisioning new library technologies» understanding artificial intelligence. Library Hi Tech News 33 (3): 20-23. DOI: https://doi.org/10.1108/LHTN-03-2016-0013.

30. Hussain A (2023) Use of artificial intelligence in the library services: prospects and challenges. Library Hi Tech News 40 (2): 15-17. DOI: https://doi.org/10.1108/LHTN-11-2022-0125.

31. Ivanchenko IS (2023) Assessing the prospects for using artificial intelligence in higher education system. Science for Education Today 13 (4): 170-194. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08.

32. Lynch J. How AI will destroy education. URL: https://medium.com/buzzrobot/how-ai-will-destroy-education-20053b7b88a6 (дата обращения = accessed 20.03.2024).

33. Tait E and Pierson CM (2022) Artificial intelligence and robots in libraries: opportunities in LIS curriculum for preparing the librarians of tomorrow. Journal of the Australian Library and Information Association 71 (3): 256-274. DOI: https://doi.org/10.1080/24750158.2022.2081111.


Рецензия

Для цитирования:


Козленко Е.Ю. Профессиональная подготовка библиотечных специалистов к применению нейросетей в социокультурной деятельности. Библиосфера. 2024;(3):5-14. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-3-5-14

For citation:


Kozlenko E.Yu. Training Future Library Professionals to Use Neural Networks in Socio-Cultural Activities. Bibliosphere. 2024;(3):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-3-5-14

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)