Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Системы медиааналитики в оценке деятельности библиотек (на примере ГПНТБ СО РАН)

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-4-05

Аннотация

В статье раскрывается актуальность практического применения систем медиааналитики для библиотек. Медиааналитика – направление исследований, ориентированное на извлечение конкретной информации из СМИ и социальных сетей с целью принятия оптимальных решений различного уровня, открывающее доступ к данным о предпочтениях, действиях, местоположении и эмоциях людей – потребителей продуктов и услуг. Научная проблема заключается в необходимости отслеживания посредством современных технологий активности СМИ и деятельности пользователей в социальных сетях для исследования формируемого медиаобраза организации или персоны, оценки медиаприсутствия. Цель статьи – проанализировать в сравнительном ключе возможности автоматизированных сервисов мониторинга СМИ и социальных медиа «Медиалогия» и «SCAN-Интерфакс» на примере ГПНТБ СО РАН. Представлены результаты исследования, проведенного за 11.05.2023– 11.05.2024. Несмотря на различия в количественном составе найденных системами публикаций, выявлены общие тенденции: снижение, пусть и незначительное, числа упоминаний библиотеки по сравнению с предыдущим аналогичным по временному охвату периодом; ведущая роль официального сайта; нейтральный характер большинства сообщений; одни и те же ключевые информационные поводы; региональная принадлежность и категории источников и др. Точки максимума упоминаний библиотеки в медиапространстве у систем также совпадают. Мы установили, что параметры анализа у вышеназванных ресурсов и функционал схожи, а инструментарий систем позволяет оценить эффективность как отдельных инфоповодов, так и в целом PR-активности библиотеки. Системы «SCAN-Интерфакс» и «Медиалогия» предлагают удобный инструментарий для создания подробных и графически выразительных отчетов представленности ГПНТБ СО РАН в медиапространстве. Этот подход представляется инновационным и перспективным применительно к деятельности библиотечных учреждений и заслуживает тиражирования в качестве эмпирического инструмента научных исследований (оценка маркетинговой и PR-деятельности библиотеки, эффективности управления, имиджа организации), для выработки практических рекомендаций по совершенствованию библиотечного контента.

Об авторе

Г. М. Агеева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Россия

Агеева Галина Михайловна - профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов

ул. Большевистская, 68, Саранск, 430005, Республика Мордовия



Список литературы

1. Агеева Г. М. Медиааналитика в библиотечных исследованиях // Научные и технические библиотеки. 2023. № 5. С. 58–76. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-5-58-76.

2. Богданова О. А., Соколов А. С. Религиозные СМИ в ситуации конвергенции: инструменты медиааналитики и формирование стратегий православного медиа «ФОМА» в социальных сетях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 4. С. 78–83.

3. Доленко А. Аналитика маркетинговых коммуникаций в библиотеке // Университетская книга. 2021. № 4. С. 41–47.

4. Маслова А., Кокарев К., Сергеева В. Стратегии создания публичного образа «полезной для университета» библиотеки // Университетская книга. 2021. № 4. С. 76–80.

5. Молоковский Д. С., Нездюров А. Л. Перспективы использования автоматизированной системы мониторинга СМИ и медиа-анализа «Медиалогия» для политического прогнозирования // Перспективы развития информационных технологий. 2014. № 20. С. 56–67.

6. Редькина Н. С. Оценка деятельности библиотеки в социальных сетях инструментами веб-аналитики // Научные и технические библиотеки. 2018а. № 3. С. 16–23. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-3-16-23.

7. Редькина Н. С. Сайты библиотек сквозь призму вебаналитики // Научно-техническая информация. Серия 2, Информационные процессы и системы. 2018б. № 4. С. 24–29.

8. Рыбина А. А. Применение информационной аналитики в различных сферах общественной и профессиональной деятельности // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства : материалы XIII Междунар. науч.- практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 2022. С. 146–155.

9. Соколов С. В. Применение веб-аналитического инструментария Google Trends в социогуманитарных и библиотековедческих исследованиях // Библиосфера. 2018. № 4. С. 3–9. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-3-9.

10. Тюнина Е. В. Специфика освещения санкций в российских онлайн-СМИ // Наука и школа. 2023. № 2. С. 43–56. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-2-43-56.

11. Ударцева О. М., Редькина Н. С. Веб-инструменты оценки социальных аккаунтов библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2018. Вып. 13-2. С. 154–171. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2018-2-154-171.

12. Чубина Е. А. Медиааналитика социальных медиа для нужд экспертного прогнозирования // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 3. С. 85–89. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2024.115.3.085-089.

13. Batrinca B and Treleaven P (2015) Social media analytics: a survey of techniques, tools and platforms. AI & Society 30 (1): 89–116. DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-014-0549-4.

14. Brooker P, Barnett J and Cribbin T (2016). Doing social media analytics. Big Data & Society 3 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/2053951716658060.

15. Fan W and Gordon M (2014) The power of social media analytics. Communications of the ACM 57 (6): 74–81. DOI: https://doi.org/10.1145/2602574.

16. Isson JP and Harriott J (eds) (2012) Win with advanced business analytics: creating business value from your data. Hoboken: John Wiley & Sons.

17. Rathore AK, Kar AK and Ilavarasan PV (2017) Social media analytics: literature review and directions for future research. Decision Analysis 14 (4): 229–249. DOI: https://doi.org/10.1287/deca.2017.0355.

18. Riffe D, Lacy S, Watson B and Fico F (2019) Analyzing media messages: using quantitative content analysis in research. New York: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429464287.

19. Sebei H, Hadj Taieb MA and Ben Aouicha M (2018) Review of social media analytics process and Big Data pipeline. Social Network Analysis and Mining 8: 30. DOI: https://doi.org/10.1007/s13278-018-0507-0.

20. Stieglitz S, Dang-Xuan L, Bruns A and Neuberger C (2014) Social media analytics: an interdisciplinary approach and its implications for information systems. Business & Information Systems Engineering 6 (2): 89–96. DOI: https://doi.org/10.1007/s12599-014-0315-7.

21. Thelwall M (2018) Social media analytics for YouTube comments: potential and limitations. International Journal of Social Research Methodology 21 (3): 303–316. DOI: https://doi.org/10.1080/13645579.2017.1381821.

22. Zeng D, Chen H, Lusch R and Li SH (2010) Social media analytics and intelligence. IEEE Intelligent Systems 25 (6): 13–16. DOI: https://doi.org/10.1109/ MIS.2010.151.


Рецензия

Для цитирования:


Агеева Г.М. Системы медиааналитики в оценке деятельности библиотек (на примере ГПНТБ СО РАН). Библиосфера. 2024;(4):43-52. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-4-05

For citation:


Ageeva G.M. Media Analytics Systems in Library Activity Evaluation (on the Example of State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (SPSTL SB RAS)). Bibliosphere. 2024;(4):43-52. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-4-05

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)