Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Цифровая жизнь литературы: гибридные форматы репрезентации текста и ролевые стратегии самопрезентации читателя

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-30-38

Аннотация

Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.

Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.

Об авторах

Н. Л. Зыховская
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Зыховская Наталья Львовна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы

пр. Ленина, 82, Челябинск, 454080



Д. И. Клопотюк
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Клопотюк Данил Ильич, магистрант 2 курса кафедры русского языка и литературы

пр. Ленина, 82, Челябинск, 454080



Список литературы

1. Агеева Г. М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия // Библиосфера. 2020. № 1. С. 102–107 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-102-107

2. Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б., Зыховская Н. Л. Чтение студентов в системе медиакоммуникаций XXI века: «book-почитатели» и «digital-адепты» // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 6. С. 155–169 DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-155-169

3. Баль В. Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал – новые форматы медиапространства // Библиосфера. 2020. № 1. С. 56–63 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-56-63

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва : Худож. лит., 1990. 541 с.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва : Медиум, 1996. 240 с.

6. Галкин Д. В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V1.0A) // Гуманитарная информатика. 2007. № 3. С. 40–53

7. Гирц К. Интерпретация культур. Москва : РОССПЭН, 2004. 560 с.

8. Голикова М. А. Трансформация роли читателя в эпоху гипертекста // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 2. С. 5–11 DOI: https://doi.org/10.17223/23062061/11/1

9. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа : пер. с англ. Москва : РИПОЛ классик, 2019. 383 c.

10. Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 58–62 DOI: https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10197

11. Зубанова Л. Б., Бунакова М. Н. Жизнь оперы в цифровом пространстве: «третий жанр» гибридной культурной формы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2. С. 120–127 DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10215

12. Карасик В. И. Культурогенные тексты: функции, жанры, авторы // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6, № 1. С. 82–91 DOI: https://doi.org/10.18255/2412-6519-2020-1-82-91

13. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12–23 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23

14. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека : пер. с англ. Москва ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. 464 с.

15. Манович Л. Теории софт-культуры. Нижний Новгород : Красная ласточка, 2017. 208 с.

16. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение: генеалогия формирования и перспективы его развития в условиях цифровизации общества // Библиосфера. 2019. № 4. С. 14–21 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-14-21

17. Писаревская Н. С. Новые медиа и кризис идентичности личности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3–2. С. 192–195 DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-3-2-192-195

18. Полатовская О. С. Фрейм-сценарий как тип концептов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 4. С. 161– 166

19. Соковиков С. С., Каминская Е. А. Этноджаз в контексте фольклорной культуры: проблемные аспекты гибридизации // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 2. С. 23–33 DOI: https://doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.023-033

20. Bootz P and Baldwin S (eds) (2010) Regards Croisés: perspectives on digital literature. Morgantown: West Virginia Univ. Press.

21. Bruhn J and Schirrmacher B (eds) (2022) Intermedial studies: an introduction to meaning across media. London, New York: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003174288

22. Canclini NG (2005) Hybrid cultures: strategies for entering and leaving modernity. Minneapolis, London: Univ. of Minnesota Press.

23. Kipng’etich L (2024) Cultural hybridity and identity formation in globalized societies. International Journal of Humanity and Social Sciences 2 (5): 14–25. DOI: https://doi.org/10.47941/ijhss.1885

24. Tuncer FF (2023) Discussing globalization and cultural hybridization. Universal Journal of History and Culture 5 (2): 85–103. DOI: https://doi.org/10.52613/ujhc.1279438


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Зыховская Н.Л., Клопотюк Д.И. Цифровая жизнь литературы: гибридные форматы репрезентации текста и ролевые стратегии самопрезентации читателя. Библиосфера. 2025;(1):30-38. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-30-38

For citation:


Zykhovskaia N.L., Klopotyuk D.I. The Digital Life of Literature: Hybrid Formats of Text Representation and Role Strategies of a Reader’s Self-Presentation. Bibliosphere. 2025;(1):30-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-30-38

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)