Модель развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов: результаты педагогического эксперимента
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-84-93
Аннотация
Информационно-аналитическая компетенция (ИАК) является одной из ключевых в перечне профессиональных компетенций библиотечного специалиста, так как высокий уровень владения ею позволяет библиотекарям эффективно находить релевантную информацию и данные, оценивать их, обрабатывать, интерпретировать и оперативно представлять в соответствии с предпочтениями пользователей. Несмотря на то что в научных публикациях по теме отражаются разные аспекты информационно-аналитической деятельности, вопрос развития ИАК библиотечного специалиста остается слабо изученным. В библиотечной профессиологии и теории библиотечно-информационного образования не уточнено определение, раскрывающее специфику такой компетенции. Цель исследования – экспериментальная проверка авторской модели развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов, необходимой для реализации информирования пользователей библиотеки по востребованной проблематике в веб-среде. Автор с помощью терминологического анализа и специфики библиотечно-информационной деятельности уточняет определение ИАК библиотечных специалистов, необходимой для создания современных информационно-аналитических продуктов по востребованной проблематике, коей выступает открытая наука, а также определяет направления формирования ИАК, и на их основе разрабатывает модель развития ИАК библиотечного специалиста, включающую целевой, концептуальный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки и необходимые педагогические условия. В завершении исследования представлены итоги педагогического эксперимента, подтверждающие результативность предложенной модели.
Об авторе
И. И. РябоваРоссия
Рябова Ирина Игоревна, младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки
ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
Список литературы
1. Блюменау Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. Санкт-Петербург : Профессия, 2002. 240 с.
2. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. Санкт-Петербург : Профессия. 2004. 303 с.
3. Брежнева В. В., Шукшин С. И. Формирование цифровых компетенций будущих сотрудников библиотечно-информационных учреждений // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4. С. 52–58
4. Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Компетентностный подход в современном математическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2004. Т. 16. С. 51–55 URL: http://e-koncept.ru/2014/64211.htm (дата обращения 12.01.2025).
5. Волкова В. Н., Васильев А. Ю., Ефремов А. А., Юрьев В. Н., Паклин Н. Б. Классификация информационных технологий // Прикладная информатика. 2015. Т. 10, № 5. С. 124–141
6. Галущенко О. В. Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 3. С. 5–9
7. Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации : учеб.-практ. пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 544 с.
8. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. C. 82–93
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42
10. Колесникова М. Н. Развитие магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Труды ГПНТБ СО РАН. 2023. № 3. С. 90–98. [DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-90-98
11. Мамонтова М. С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012. 23 с.
12. Маслакова М. В. Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 114–117
13. Очиров М. Н., Лобсанова О. А. Информационная компетентность: фундаментальный подход // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15. С. 132–134
14. Пекшева М. А. Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований // Библиосфера. 2022. № 2. С. 38–47 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47
15. Редькина Н. С. Библиотека и ресурсы открытого доступа: угрозы vs возможности // Научные и технические библиотеки. 2023а. № 6. С. 94–112 DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-94-112
16. Редькина Н. С. Цифровые компетенции библиотекарей в экосистеме открытой науки // Библиосфера. 2023б. № 2. С. 25–34 DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-2-25-34
17. Редькина Н. С. Основы информационной культуры и информационной безопасности : учеб. пособие. Москва : ИНФРА-М, 2024. 193 с.
18. Рябова И. И. Формирование готовности библиотечных специалистов к новостному информированию пользователей научной библиотеки // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 6. С. 557–570 DOI: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-6-557-570
19. Cляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. 2001. № 2. С. 14–21
20. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. Санкт-Петербург : СПбГУП, 1996. 320 с.
21. Юдина И. Г. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела // Библиосфера. 2010. № 3. С. 59–63
22. Ryabova I. (2025) List of definitions that help clarify the term “Information and analytical competence of a library specialist”: dataset. Zenodo: repository. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.14626979
Дополнительные файлы
|
1. Рис. 1. Модель развития информационно-аналитической компетенции библиотечного специалиста. | |
Тема | ||
Тип | Материалы исследования | |
Посмотреть
(200KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Рис. 2. Ось значимости φ*-критерия. | |
Тема | ||
Тип | Результаты исследования | |
Посмотреть
(45KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Рябова И.И. Модель развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов: результаты педагогического эксперимента. Библиосфера. 2025;(1):84-93. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-84-93
For citation:
Ryabova I.I. Model for the Development of Information and Analytical Competence of Library Specialists: Results of a Pedagogical Experiment. Bibliosphere. 2025;(1):84-93. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-1-84-93