Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Искусственный интеллект как фактор привлечения читателей

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21

Аннотация

Цель исследования – проанализировать эффективность применения искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечно-информационном обслуживании как средства привлечения молодежи. На примере филиала Муниципального автономного учреждения культуры г. Тюмени «Централизованная городская библиотечная система» «Индустриальный парк "Литера"» изучены основные направления использования технологий ИИ в деятельности общедоступной библиотеки. Особое внимание уделяется массовому библиотечно-информационному обслуживанию. В качестве иллюстрации приведены обучающие курсы «Нейросети для школьников», реализуемые при поддержке партнеров библиотеки, и культурно-просветительские мероприятия. Статистические данные подтвердили, что инструменты ИИ делают библиотеку более привлекательной и интересной для подростков и молодежи. Краеведческий проект «Нейропогружение в Тюмень» демонстрирует успешное внедрение интерактивных элементов с помощью нейросетей, что позволило воздействовать на эмоциональный уровень, раскрыть творческий потенциал участников и, как следствие, вызвать большой интерес у пользователей библиотеки. Фотографии исторического и культурного наследия родного города и их творческое переосмысление играют ключевую роль в формировании идентичности местного сообщества. ИИ предлагает инновационные решения для работы с фотографиями, позволяя не только сохранять, но и активно популяризировать краеведческий контент. 

Об авторе

Е. Н. Плахутина
Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система»
Россия

Плахутина Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук,
заведующий, Индустриальный парк «Литера»

625029, г Тюмень, улица Малышева, д. 35, кв. 71



Список литературы

1. Багдасарян Р. Х., Матвеева А. С. Возможности применения искусственного интеллекта в современной библиотеке // Экономика и предпринимательство. 2024. № 10. С. 1145–1148.

2. Бражников А. А. О возможностях применения искусственного интеллекта в современной библиотеке // Экономика. Общество. Человек : материалы нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Белгород, 2023. С. 23–28.

3. Дятлова Н. В., Багдасарян Р. Х. Внедрение искусственного интеллекта в библиотеки для улучшения обслуживания пользователей // Человек. Социум. Общество. 2024. № S4. С. 30–36.

4. Кайзер О. Ю. Дети поколения альфа как новый вызов классической современной педагогике // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 6. С. 850– 857.

5. Каптерев А. И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113–137.

6. Курбанов А. И. Библиотечные услуги на основе искусственного интеллекта: возможности, проблемы и этические аспекты // Universum: технические науки. 2024. № 12-1. С. 21–23.

7. Лауфер К. М. Человек и искусственный интеллект: кто и как мыслит в цифровую эпоху // Философия и культура информационного общества : тез. докл. Девятой междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2021. С. 81–83.

8. Леденева Ю. Ю. Искусственный интеллект в библиотеках вузов: тенденции, ограничения и перспективы // Вестник РМАТ. 2024. № 3. С. 76–84.

9. Маркова Т. Б. Цифровая трансформация в библиотеках: нейросети, искусственный интеллект, роботы // Информация–Коммуникация–Общество. 2024. Т. 1. С. 279–283.

10. Матвеев М. Ю. Искусственный интеллект, библиотеки и будущее цивилизации: мнения и сомнения // Национальная библиотека. 2024. № 2. С. 2–9.

11. Мельников Е. В. Возможности нейросетей для библиотек // Информационный бюллетень РНТБ. 2024. № 1. С. 21–23.

12. Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании // Научные и технические библиотеки. 2024. № 1. С. 105– 128.

13. Николаева Р. Е., Долгина Я. К. Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения z и детей поколения «альфа» // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5, № 2. С. 118–123.

14. Осипов А. В. Опыт и перспективы использования генеративных нейросетей в работе научной библиотеки // Цифровая трансформация библиотек учреждений высшего образования : материалы обл. науч.-практ. конф. Витебск, 2023. С. 36–40.

15. Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 17–34.

16. Трезов И. А., Федюшкина Ю. Н. Нейросеть как инструмент в работе научной библиотеки // Инновации и качество высшего образования : материалы II Регион. науч.-метод. конф. Донецк, 2024. С. 481– 483.

17. У Чжэньюй. От упрощения искусства до упрощения мышления: взаимосвязь цифровизации искусства и формирования клипового мышления // Научный аспект. 2024. Т. 33, № 1. С. 4232–4237.

18. Хорошавина У. В. Генеративный искусственный интеллект в библиотеке: обзор профессиональной периодической печати // Информационный бюллетень РНТБ. 2024. № 2. С. 20–25.

19. Цветков В. Л., Павлова А. А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 317–322.

20. Шорин О. Н. Возможные направления применения искусственного интеллекта в библиотеках и информационных центрах // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2023. № 11. С. 15–19.

21. Шрайберг Я. Л. Нейросети и искусственный интеллект в науке, образовании и библиотеках: действительно ли это нам нужно? // Буква и цифра: библиотеки на пути к цифровизации : сб. докл. Пятой науч.-практ. конф. «БиблиоПитер-2024». Москва, 2024. С. 222–232.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Плахутина Е.Н. Искусственный интеллект как фактор привлечения читателей. Библиосфера. 2025;(2):15-21. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21

For citation:


Plakhutina E.N. Artificial Intelligence as a Factor in Attracting Users to the Library. Bibliosphere. 2025;(2):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)