Искусственный интеллект как фактор привлечения читателей
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21
Аннотация
Цель исследования – проанализировать эффективность применения искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечно-информационном обслуживании как средства привлечения молодежи. На примере филиала Муниципального автономного учреждения культуры г. Тюмени «Централизованная городская библиотечная система» «Индустриальный парк "Литера"» изучены основные направления использования технологий ИИ в деятельности общедоступной библиотеки. Особое внимание уделяется массовому библиотечно-информационному обслуживанию. В качестве иллюстрации приведены обучающие курсы «Нейросети для школьников», реализуемые при поддержке партнеров библиотеки, и культурно-просветительские мероприятия. Статистические данные подтвердили, что инструменты ИИ делают библиотеку более привлекательной и интересной для подростков и молодежи. Краеведческий проект «Нейропогружение в Тюмень» демонстрирует успешное внедрение интерактивных элементов с помощью нейросетей, что позволило воздействовать на эмоциональный уровень, раскрыть творческий потенциал участников и, как следствие, вызвать большой интерес у пользователей библиотеки. Фотографии исторического и культурного наследия родного города и их творческое переосмысление играют ключевую роль в формировании идентичности местного сообщества. ИИ предлагает инновационные решения для работы с фотографиями, позволяя не только сохранять, но и активно популяризировать краеведческий контент.
Об авторе
Е. Н. ПлахутинаРоссия
Плахутина Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук,
заведующий, Индустриальный парк «Литера»
625029, г Тюмень, улица Малышева, д. 35, кв. 71
Список литературы
1. Багдасарян Р. Х., Матвеева А. С. Возможности применения искусственного интеллекта в современной библиотеке // Экономика и предпринимательство. 2024. № 10. С. 1145–1148.
2. Бражников А. А. О возможностях применения искусственного интеллекта в современной библиотеке // Экономика. Общество. Человек : материалы нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Белгород, 2023. С. 23–28.
3. Дятлова Н. В., Багдасарян Р. Х. Внедрение искусственного интеллекта в библиотеки для улучшения обслуживания пользователей // Человек. Социум. Общество. 2024. № S4. С. 30–36.
4. Кайзер О. Ю. Дети поколения альфа как новый вызов классической современной педагогике // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 6. С. 850– 857.
5. Каптерев А. И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113–137.
6. Курбанов А. И. Библиотечные услуги на основе искусственного интеллекта: возможности, проблемы и этические аспекты // Universum: технические науки. 2024. № 12-1. С. 21–23.
7. Лауфер К. М. Человек и искусственный интеллект: кто и как мыслит в цифровую эпоху // Философия и культура информационного общества : тез. докл. Девятой междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2021. С. 81–83.
8. Леденева Ю. Ю. Искусственный интеллект в библиотеках вузов: тенденции, ограничения и перспективы // Вестник РМАТ. 2024. № 3. С. 76–84.
9. Маркова Т. Б. Цифровая трансформация в библиотеках: нейросети, искусственный интеллект, роботы // Информация–Коммуникация–Общество. 2024. Т. 1. С. 279–283.
10. Матвеев М. Ю. Искусственный интеллект, библиотеки и будущее цивилизации: мнения и сомнения // Национальная библиотека. 2024. № 2. С. 2–9.
11. Мельников Е. В. Возможности нейросетей для библиотек // Информационный бюллетень РНТБ. 2024. № 1. С. 21–23.
12. Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании // Научные и технические библиотеки. 2024. № 1. С. 105– 128.
13. Николаева Р. Е., Долгина Я. К. Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения z и детей поколения «альфа» // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5, № 2. С. 118–123.
14. Осипов А. В. Опыт и перспективы использования генеративных нейросетей в работе научной библиотеки // Цифровая трансформация библиотек учреждений высшего образования : материалы обл. науч.-практ. конф. Витебск, 2023. С. 36–40.
15. Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 17–34.
16. Трезов И. А., Федюшкина Ю. Н. Нейросеть как инструмент в работе научной библиотеки // Инновации и качество высшего образования : материалы II Регион. науч.-метод. конф. Донецк, 2024. С. 481– 483.
17. У Чжэньюй. От упрощения искусства до упрощения мышления: взаимосвязь цифровизации искусства и формирования клипового мышления // Научный аспект. 2024. Т. 33, № 1. С. 4232–4237.
18. Хорошавина У. В. Генеративный искусственный интеллект в библиотеке: обзор профессиональной периодической печати // Информационный бюллетень РНТБ. 2024. № 2. С. 20–25.
19. Цветков В. Л., Павлова А. А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 317–322.
20. Шорин О. Н. Возможные направления применения искусственного интеллекта в библиотеках и информационных центрах // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2023. № 11. С. 15–19.
21. Шрайберг Я. Л. Нейросети и искусственный интеллект в науке, образовании и библиотеках: действительно ли это нам нужно? // Буква и цифра: библиотеки на пути к цифровизации : сб. докл. Пятой науч.-практ. конф. «БиблиоПитер-2024». Москва, 2024. С. 222–232.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Плахутина Е.Н. Искусственный интеллект как фактор привлечения читателей. Библиосфера. 2025;(2):15-21. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21
For citation:
Plakhutina E.N. Artificial Intelligence as a Factor in Attracting Users to the Library. Bibliosphere. 2025;(2):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-15-21