Библиотека как «третье место»: реализация концепции
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-3-93-98
Аннотация
Концепция «третьего места», сформулированная Р. Ольденбургом, может использоваться как один из инструментов преобразования библиотек. «Третье место» – это многофункциональное общественное пространство, предоставляющее возможности для интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения, место, в котором хочется находиться и куда хочется возвращаться («первое место» согласно данной концепции соответствует дому, «второе место» – работе или учебе). Цель статьи – рассмотрение концепции «третьего места» и ее реализации в библиотечно-информационной сфере Тюмени. В документах, регламентирующих работу библиотек (в первую очередь публичных), содержатся положения, подтверждающие взаимосвязь библиотечно-информационной деятельности с концепцией «третьего места». Многие характеристики «третьих мест» (гуманитарные, технико-технологические) определяют направления работы современных библиотек. Для проведения исследования нами был выбран ряд подобных характеристик: доступность, локальность; открытость для всех социальных категорий; возможность проведения досуга, развлекательность; комфортность, непринужденность взаимодействия. Использовался метод опроса с элементами семантического дифференциала; респондентами являлись пользователи Информационно-библиотечного центра для молодежи Тюмени. Исследование выявило степени выраженности данных характеристик в работе библиотеки. Результаты анализа опроса позволяют утверждать, что деятельность Информационно-библиотечного центра для молодежи соответствует характеристикам «третьего места». Сотрудники библиотеки постоянно работают над их интеграцией и развитием при сохранении исходного, документно-информационного, содержания. Концепция «третьего места» не является единственным вариантом развития каждой библиотеки, но предоставляет возможность использования определенной совокупности концептуальных характеристик как рабочего инструмента библиотечно-информационной деятельности.
Об авторах
М. Ф. КряжеваРоссия
Кряжева Марина Фернандовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности
Тюмень
Э. С. Шакирова
Россия
Шакирова Эльмира Салихчановна – бакалавр направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
Тюмень
Список литературы
1. Асонова Е. А., Романичева Е. С., Сененко О. В. «Третье место» в университете: какие тренды определяют развитие библиотеки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 54–63.
2. Бабич И. В. У истоков борьбы за выживание: социокультурная деятельность российских библиотек на рубеже XX–XXI веков // Библиотечное дело. 2017. № 21. С. 39–43.
3. Библиотека Гоголя. Санкт-Петербург, 2019. URL: http://gogol-library.ru (дата обращения: 12.08.2019).
4. Библиотека имени Ф. М. Достоевского. Москва, 2019. URL: https://dostoevskylib.ru (дата обращения: 12.08.2019).
5. Гендина Н. И., Рябцева Л. Н. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 3. С. 247–256.
6. Информационно-библиотечный центр для молодёжи. [Тюмень, 2019]. URL: http://www.citylib-tyumen.ru/librariest/find_lib/informatsionno-bibliotechnyj-tsentrdlya-molodjozhi (дата обращения: 22.07.2019).
7. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках реализации Национального проекта «Культура»). [Москва, 2019]. 19 с. URL: http://http://новаябиблиотека.рф/documents (дата обращения: 22.07.2019).
8. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Библиотека: «храм знаний» или «досуговая площадка»? // Библиотека в школе. 2018. № 3. С. 13–16.
9. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Современная библиотека и вызовы времени // Научные и технические библиотеки. 2019. № 5. С. 22–36.
10. Методические рекомендации по модернизации муниципальных библиотек на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках реализации Национального проекта «Культура»). [Москва, 2019]. 59 с. URL: http://новаябиблиотека.рф/documents (дата обращения: 22.07.2019).
11. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. Москва, 2014. 18 с. URL: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/04_12/modstandart.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
12. Нещерет М. Ю. Новый формат публичной библиотеки в свете концепции «третьего места» // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2018. № 2. URL: http://theoryofculture.ru/issues/95/1120 (дата обращения: 12.08.2019).
13. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества : пер. с англ. Москва : Новое лит. обозрение, 2014. 456 с. (Studia Urbanica).
14. Рекомендации по разработке концепции модернизации библиотеки в соответствии с Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки. [Москва, 2019]. 44 c. URL: http://новаябиблиотека.рф/ otbor (дата обращения: 22.07.2019).
15. «Третье место» в библиотеке // Современная библиотека: журнал о библиотеках, чтении и книге. URL: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blogpost_6760.html (дата обращения: 22.07.2019).
16. Чалова З. В. «Превращать нас в досуговые центры – это путь в никуда» // Университетская книга. 2018. № 2. С. 16–21.
17. Bibliotecas ágora o bibliotecas como tercer lugar // Prospectiva 2020: el futuro de las bibliotecas / Consejo de Cooperación Bibliotecaria (España). 2013. URL: https://prospectiva2020.wordpress.com/2014/03/13/6-bibliotecas-agora-o-bibliotecas-como-tercer-lugar (accessed 12.08.2019).
18. Gallo-León J.-P. Crítica y ratifi ación del modelo del tercer lugar para las bibliotecas // Anuario Th kEPI. 2019. Vol. 13. P. 1–9. URL: https://recyt.fecyt.es/index.php/ThinkEPI/article/view/thinkepi.2019.e13b011 (accessed 12.08.2019). 97
19. Pennington T. M. Third place: creating a library environment that opens doors for collaboration, value, and student achievement. Missouri, 2016. 83 p. URL: https://centralspace.ucmo.edu/bitstream/handle/123456789/487/Pennington201620_T_Thrd.pdf?sequence=5&isAllowed=y (accessed 12.08.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Кряжева М.Ф., Шакирова Э.С. Библиотека как «третье место»: реализация концепции. Библиосфера. 2019;(3):93-98. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-3-93-98
For citation:
Kryazheva M.F., Shakirova E.S. Library as «the third place»: realization of the concept. Bibliosphere. 2019;(3):93-98. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-3-93-98