Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Информационная школа ученого: модернизация в эпоху цифровизации

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-54-63

Полный текст:

Аннотация

Цифровая трансформация и порождаемые ею изменения в сфере научно-исследовательской деятельности определяют высокую значимость информационной и цифровой грамотности для исследователей. Большим потенциалом в направлении развития информационных и цифровых компетенций обладают академические библиотеки. Это подтверждается публикациями отечественных и зарубежных специалистов библиотечной сферы. В качестве одного из перспективных направлений в области повышения информационной и цифровой грамотности исследователей называется реализация образовательной функции академической библиотеки в дистанционном формате. В Центральной научной библиотеке УрО РАН с 2010 г. проводится образовательный курс «Информационная школа ученого». Основанные на цифровизации изменения в научной сфере и актуализация дистанционной формы обучения определили необходимость глубокой переработки курса. Цель статьи – определить пути модернизации образовательного курса ЦНБ УрО РАН. В статье представлены направление содержательной трансформации курса и вариант его перевода в дистанционную форму. Содержательные изменения предполагают дополнение курса рядом тем, выбор которых основан на анализе компонентов информационной и цифровой грамотности, необходимых современному ученому. В качестве нового формата обучения выбран формат онлайн-курса, создание которого предполагается на основе системы управления курсами Moodle. Сделан вывод: обновленные тематическое наполнение и формат представления курса «Информационная школа ученого» позволят повысить уровень информационной и цифровой грамотности исследователей за счет синхронизации курса с задачами, стоящими перед современными учеными, организации обучения без отрыва от основной деятельности, наличия на одной платформе исчерпывающего комплекса обучающих материалов, расширения географии слушателей.

Об авторе

M. А. Пекшева
Центральная научная библиотека Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Пекшева Мария Андреевна, младший научный сотрудник

Екатеринбург



Список литературы

1. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 6–2. С. 35–38.

2. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва : Перо, 2019. 72 с.

3. Верехтина С. В., Айзиковский И. Цифровая грамотность. Европейский и отечественный опыт on-line образования // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2016. С. 37–38.

4. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5. С. 58–69.

5. ГОСТ Р 7.0.103–2018. Библиотечноинформационное обслуживание. Термины и определения. Москва : Стандартинформ, 2018. 31 с.

6. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Лаврик О. Л., Редькина Н. С., Макеева О. В. Академическая библиотека – 2030 // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2018. Вып. 13, т. 1. С. 9–29.

7. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Макеева О. В. Матрица задач, ресурсов и компетенций для научных библиотек // Библиосфера. 2019. № 3. С. 35–46. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-3-35-46.

8. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81–98.

9. Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176–202. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-176-202.

10. Калмыкова С. В., Разинкина Е. М. Эффективное обучение в цифровом образовательном пространстве (на примере СПбПУ) // Информационные ресурсы России. 2019. № 1. С. 29–33.

11. Каплина С. Е. Электронные образовательные ресурсы: плюсы и минусы (на основе анализа зарубежных источников) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 1. С. 88–92.

12. Курбаноглу С. Анализ концепции информационной грамотности // Медиаи информационная грамотность в обществах знания. Москва, 2013. С. 87–97.

13. Кэмпбэл С. Определение понятия информационной грамотности в XXI веке // Информационная грамотность: международные перспективы. Москва, 2010. С. 26–40.

14. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики : аналитический отчет // EduTech Club. 2018. URL: https://edutechclub.sberbankschool.ru/system/files/event/pdf/full/Analytical_report_digital_skills_web_0.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

15. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» : утв. Президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратег. развитию и приоритет. проектам, протокол от 25.10.2016 № 9. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

16. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

17. Редькина Н. С. Мировые тенденции развития библиотек: оптимизм vs пессимизм (по материалам зарубежной литературы). Часть 2 // Библиосфера. 2019. № 1. С. 49–58. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-49-58.

18. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 № 203. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

19. Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р., Акьемпонг К., Чун Ч.-К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. Париж : ЮНЕСКО, 2012. 199 с. URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil_rus.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

20. Цифровая грамотность / Центр Интернеттехнологий. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.10.2019).

21. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 87–98.

22. Шрайберг Я. Л. Информационнодокументное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества : ежегод. докл. Пятого междунар. проф. форума «Крым-2019» // Научные и технические библиотеки. 2019. № 9. С. 3–55. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-9-3-55.

23. Шрайберг Я. Л. Формирование единого пространства знаний на базе сетевой информационной инфраструктуры в условиях становления и развития современной цифровой экономики : ежегод. докл. Четвертого междунар. проф. форума «Крым-2018» // Научные и технические библиотеки. 2018. № 9. С. 3–76. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-9-3-75.

24. Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК : пер. с англ. // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-21-43.

25. Hallam G., Thomas A., Beach B. Creating a connected future through information and digital literacy: strategic directions at the University of Queensland Library // Journal of the Australian Library and Information Association. 2018. Vol. 67, № 1. P. 42–54.

26. Moodle. URL: https://moodle.org/?lang=ru (дата обращения: 14.10.2019).

27. Uzwyshyn R. J. Academic libraries and technology: an environmental scan towards future possibilities. Academic and digital libraries: emerging directions and trends. [S. l.], 2018, 63–86. URL: https://digital.library.txstate.edu/bitstream/handle/10877/7592/FutureLibraryTechnologyChapterColorUzwyshyn.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.11.2019).


Для цитирования:


Пекшева M.А. Информационная школа ученого: модернизация в эпоху цифровизации. Библиосфера. 2019;(4):54-63. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-54-63

For citation:


Peksheva M.A. Information school for scientist: modernization in the era of digitalization. Bibliosphere. 2019;(4):54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-54-63

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)