Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Компетентностный подход как основа формирования системы подготовки специалистов библиотек Республики Камерун

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-64-77

Аннотация

В статье рассматривается отношение специалистов к компетентностному подходу в практике высшего образования, обозначены этапы становления понятия «компетенция». Авторы разделяют точку зрения специалистов, в трактовке которых подчеркивается именно практическая направленность компетенций, а сам компетентностный подход базируется на практической направленности образования. На основе анализа публикаций авторы приходят к выводу, что подготовка библиотекарей в Республике Камерун должна обеспечивать формирование следующих трех групп компетенций: 1) академических компетенций, включающих базовые знания и умения; 2) социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция); 3) профессиональных компетенций. Авторы показывают основные технологические компетенции, необходимые сотрудникам камерунских библиотек, и полагают, что они должны быть введены в специальные учебные дисциплины и в учебные планы кафедры документной информации. Авторы приходят к выводу, что академические, социально-личностные и профессиональные компетенции должны быть положены в основу не только образовательного стандарта ступени высшего библиотечного образования (бакалавриата и магистратуры), который необходимо разработать в Камеруне, но и всей системы подготовки библиотечных кадров высшей квалификации в стране.

Об авторах

Ж. Земенге
Второй государственный университет
Камерун

Земенге Жереми, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий, старший преподаватель кафедры документной информации Высшей школы информационных и коммуникационных наук и технологий Второго государственного университета

Яунде



Т. Мбила
Второй государственный университет
Камерун

Мбила Томас, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры документной информации Высшей школы информационных и коммуникационных наук и технологий

Яунде



Список литературы

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 72 с.

2. Беловолова И. И. Развитие сотрудничества в области библиотечно-библиографического образования (на примере ИФЛА) : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03. Москва, 1988. 16 с.

3. Болонский процесс: середина пути / под ред. В. И. Байденко. Москва : ИЦПКПС, 2005. 379 с.

4. Васильева И. В. Развитие социально-личностных компетенций студентов вузов в процессе гуманитарного образования (на материале иностранного языка) : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2015. 23 с.

5. Вязникова В. В. Моделирование подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в условиях реформирования образования : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03. Казань, 2008. 24 с.

6. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Турин : Европ. фонд образования (ЕФО), 1997. 160 с.

7. Дондокова Н. Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2006. 36 с.

8. Жук О. Л. Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета // Педагогика. 2008. № 3. С. 99–105.

9. Жук О. Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования : учеб. метод. комплекс. Минск : БГУ, 2002. 130 с.

10. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25000 слов и словосочетаний. 2-е изд. стер. Москва : Азбуковник, 2006. 784 с.

11. Земенге Ж. Формирование системы подготовки библиотечных кадров в Республике Камерун : дис. … канд. пед. наук: 05.25.03. Минск, 2014. 168 с.

12. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 40 с. (Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы).

13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование. 2003. № 5. С. 34–42.

14. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий : учеб. метод. пособие. Москва : АПКиППРО, 2005. 98 с.

15. Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект : дис. … д-ра пед. наук: 05.25.03. Казань, 2007. 395 с.

16. Концепция федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «библиотечно-информационная деятельность» // Информационный бюллетень РБА. 2008. № 48. С. 61–75.

17. Кутепов С. Н. Профессиональное образование и подготовка рабочих кадров в Европе (на примере Франции) : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 2015. 26 с.

18. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : МГФ «Знание», 1996. 308 с.

19. Матвеева И. Ю. Характеристика современной библиотечной профессии с позиций профессионализма // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы IV Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Челябинск, 2016. С. 205–208.

20. Новейший большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург : Норинт ; Москва : Рипол классик, 2008. 1536 с.

21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 27-е изд., испр. Москва : Оникс : Мир и образование, 2010. 736 с.

22. Пилко И. С. Российские профессиональные образовательные стандарты как регламенты подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы // Информационный бюллетень РБА. 2004. № 32. С. 10–13.

23. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Москва : Когито-центр, 2002. 396 с.

24. Руманин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 32–41.

25. Рыжова Н. А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс: содержательные и организационные аспекты : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03. Москва, 2008. 22 с.

26. Сартакова Е. М. Формирование социально-личностных компетенции студентов ВУЗов) : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2008. 26 с.

27. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138–143.

28. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.

29. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «библиотечно-информационная деятельность». Уровни подготовки: Бакалавр. Магистр. Проект. Москва, 2008. 48 с.

30. Царева А. В. Подготовка библиотечно-информационных специалистов в системе высшего образования Франции : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03. Самара, 2005. 18 с.

31. Ashcroft L. Developing competencies, critical analysis and personnel transferable skills in future // Library Review. 2004. Vol. 53, № 2. P. 82–88.

32. Choi Y., Rasmussen E. What is needed to educate future digital librarians: a study of current practice and staffing patterns in academic and research libraries // DLib Magazine. 2006. Vol. 12, № 9. DOI: 10.1045/september2006-choi.

33. Choi Y., Rasmussen E. What qualifications and skills are important for digital librarian positions in academic libraries? A job advertisement analysis // Journal of Academic Librarianship. 2009. Vol. 35, № 5. P. 457–467. DOI: 10.1016/j.acalib.2009.06.003.

34. Draucker K. F. Intellectual and interpersonal competence between siblings: the college years. Blacksburg, 2004. URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/handle/10919/32568 (accessed 16.09.2019).

35. Euroréférentiel I&D // Bulletin des Bibliothèques de France (BBF). 2004. № 5. P. 146.

36. Gerolimas M., Konsta R. Librarians’ skills and qualifications in a modern informational environment // Library Management. 2008. Vol. 29. P. 691–699. DOI: 10.1108/01435120810917305.

37. Loi N 96/06 du 18 janvier 1996 portant révision de la Constitution du 02 juin 1972 // Republique du Cameroun. URL: https://www.prc.cm/fr/multimedia/documents/6283-loi-n-96-06-du-18-01-1996-revision-constitution-1972-fr (accessed 18.11.2019).

38. Marcerou-Ramel N. Référentiels métiers, référentiels de compétences // Bulletin des bibliothèques de France (BBF). 2017. № 13. P. 8–18. URL: http://bbf.enssib.fr/consulter/bbf-2017-13-0008-001 (accessed 16.09.2019).

39. Recommendation of the European Parliament and of the Council (2006/962/EC) of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning // Official Journal of the European Union. 2006. L 394, № 49. P. 10–12.

40. Scrève A. La formation emploi-formation au CNFPT : l’exemple de la lecture publique // Bulletin des Bibliothèques de France. 2003. Vol. 48, № 1. P. 51–60.

41. Webster’s third new international dictionary of the English language, unabridged, utilizing all the experience and resources of more than one hundred years of Merriam-Webster dictionaries. Springfield, Massachusetts : Merriam-Webster INC, 1981. 2662 p.

42. Zemengue J. The current state of senior library staff and the particularities of their professional training in the republic of Cameroon // International Journal of Information and Communication Sciences. 2019. Vol. 4, № 3. P. 57–62.


Рецензия

Для цитирования:


Земенге Ж., Мбила Т. Компетентностный подход как основа формирования системы подготовки специалистов библиотек Республики Камерун. Библиосфера. 2019;(4):64-77. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-64-77

For citation:


Zemengue J., Mbila T. The competence approach as the basis to form training system for library professionals in the Republic of Cameroon. Bibliosphere. 2019;(4):64-77. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-64-77

Просмотров: 591


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)