Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Формирование профессиональных компетенций будущих информационно-библиотечных специалистов в условиях изменения номенклатуры направлений подготовки высшего образования (на примере англоязычной подготовки)

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается гармонизация информационно-библиотечного образования и новой номенклатуры направлений профессиональной подготовки, утвержденной приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 («Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»). Эта тема связана с одной из наиболее острых и актуальных теоретических проблем современного библиотековедения - определения сущности библиотечной профессии. Цель авторов - показать, что место библиотечной профессии в данном перечне определяется содержанием и направленностью высшего образования в этой области, его компетентностных ориентиров. Обозначены лакуны подготовки библиотекаря в системе культурологического образования и сложности формирования системного представления о едином информационном пространстве. Раскрыты комплекс научно-библиографических, науковедческих и наукометрических компетенций, профессиональная готовность к работе с отдельными видами информационных ресурсов и категориями пользователей, профессиональное владение арсеналом современных технологий информационно-библиотечного обслуживания. Особое внимание уделено англоязычной подготовке будущего библиотекаря в вузе. Доказывается, что он должен овладеть иностранным языком не только на уровне общекультурных и профессиональных компетенций, достаточных для общения на профессиональные темы. Помимо этого важно обладать способностью к профессиональной деятельности с информационными ресурсами, осуществлять основные информационные процессы на иностранных языках. Развивается идея формирования новых компетенций, обусловленных расширением традиционного понимания библиотеки, преодолением локальности фонда возможностями и востребованностью удаленного доступа, открытием фондов российских библиотек и информационных центров для зарубежных читателей. Практическим результатом проведенного исследования выступают формы и методы англоязычной подготовки будущих библиотекарей как информационных специалистов.

Об авторах

Н. В. Лопатина
Московский государственный институт культуры
Россия


М. А. Романюк
Московский государственный институт культуры
Россия


Список литературы

1. Берестова Т. Ф. Статус наук документально-коммуникационного цикла в общей системе знаний. Материалы «круглого стола» // Библиотековедение. - 2007. - № 1. - С. 29-31.

2. Гиляревский Р. С. О Номенклатуре специальностей научных работников // Научная и техническая информация. Сер. 1. - 2006. - № 11. - С. 56-57.

3. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. - М. : ФАИР, 2009. - 256 с.

4. Информационно-аналитическая деятельность : сб. программ. - М. : МГУКИ, 2005. - 86 с.

5. Леонов В. П. Библиотечная профессия в контексте двух культур: между Гутенбергом и Интернетом. - URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_ uid=59 (дата обращения 08.09.2014).

6. Лопатина Н. В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1. - С. 160-167.

7. Лопатина Н. В. Информационные специалисты: социология управления / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М. : Акад. проект, 2006. - 203 с.

8. Мелентьева Ю. П. Высшее библиотечное образование. Поиск новой концепции и необратимость перемен // Библиотечное дело-2001. Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве : материалы междунар. науч. конф. - М., 2001. - Ч. 2. - С. 335.

9. Отраслевое библиографоведение : программа курса для студентов библ. фак. / cост. Н. А. Сляднева. - М. : МГУКИ, 1990. - 16 с.

10. Полтавская Е. И. Об обосновании места библиотековедения в Номенклатуре специальностей научных работников // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 6-14.

11. Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 11. - С. 5-13 ; 2012. - № 1. - С. 121-130 ; № 3. - С. 12-19.

12. Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. - 2-е издание. - Киев : Наукова Думка, 1986. - 191 с.


Для цитирования:


Лопатина Н.В., Романюк М.А. Формирование профессиональных компетенций будущих информационно-библиотечных специалистов в условиях изменения номенклатуры направлений подготовки высшего образования (на примере англоязычной подготовки). Библиосфера. 2015;(1):53-57.

For citation:


Lopatina N.V., Romanyuk M.A. The professional competence formation of future library-information specialists under conditions of changing the training areas nomenclature of higher education (evidently for English-language training). Bibliosphere. 2015;(1):53-57. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)