Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 1 (2015)
Скачать выпуск PDF

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

21-27 10
Аннотация
На основе полевых археографических исследований рассматривается книжная культура старообрядцев и бурят-буддистов Забайкалья. Выдвигается идея, что в данных книжных культурах наличествует единство в социально-культурной типологии, несмотря на их генетическую разность. Особая роль в единстве книжных культур двух народов, проживающих на одной территории, уделена семейной книге.
28-40 35
Аннотация
Вторая половина XIX - начало XX в. - время наиболее динамичного развития военно-библиотечного дела в России. Данный период характеризуется многообразием библиотек разных типов и видов, каждому из которых присущи свои особенности и отличительные черты. Отсюда - различные точки зрения и подходы к проблеме терминологии, типологии и классификации библиотек в трудах специалистов отечественного библиотечного дела. В историко-библиотечных исследованиях нет универсальных схем. Предложенная классификация библиотек военного ведомства основана на многолетнем опыте изучения истории военно-библиотечного дела. Собрано и проанализировано около 300 систематических (в основном) и алфавитных каталогов книг (и дополнений к ним) военных библиотек, изданных в 1862- 1916 гг., а также более 70 каталогов книг библиотек военно-учебных заведений (1830-1916 гг.). Изученные источники дают основание структурировать различные типы и виды военных библиотек не по хронологическому принципу, а по типообразующим функциям: военно-научные, военно-учебных заведений, войсковые офицерские, специальные, солдатские, а также книжные собрания известных военных деятелей. Для наиболее полной характеристики некоторых групп военных библиотек внутри их использованы различные иерархические схемы.
41-46 31
Аннотация
Рассматривается проблема типологии книги, имеющая важное значение для выявления сущностных свойств книги как объекта коммуникации. Анализируются существующие в книговедении концепции типологии книги, их достоинства и недостатки, и определяется дальнейшее направление исследования типологических характеристик книги. В книговедческих трудах определено важное значение типологии в познании сущностных характеристик книги, сформулированы условия эффективной типологизации и принципы, составляющие основу типологических построений книги, названы методологические подходы к критерию, на основе которого возможна типологизация книги. В типологических построениях на основе этих положений имеются логические и методологические недочеты, устранить которые позволит исследование книги в рамках всей документивной системы, то есть в качестве типа документа. Такой подход даст возможность определить сущностные свойства книги, отличающие ее от других типов документов, учитывая современные условия коммуникации.
47-51 11
Аннотация
Рассматриваются основные издательские стратегии редакций сибирских литературно-художественных журналов в 1930-е гг. Проанализирована деятельность редакций журналов Западной и Восточной Сибири на материале журналов «Сибирские огни» и «Будущая Сибирь», выявлены основные формы работы редакций по продвижению изданий к читательской аудитории. Предпринята попытка классификации издательских стратегий, осуществляемых редакциями журналов. Под стратегиями кадровой политики понимаются объединение вокруг журналов лучших писательских сил региона, использование журнального формата в качестве учебной площадки для подготовки писателей нового типа, проведение литературных конкурсов. Стратегии, связанные с содержательной моделью журналов, включают: ориентацию на региональную тематику, введение в содержательную модель изданий газетных элементов, стирание границ между центральной и провинциальной литературой. Под стратегией взаимной коммуникации понимается наличие публикаций читательских писем и рукописей, а также критических замечаний в адрес редакции. Особое значение для редакционной политики сибирских литературно-художественных журналов имели стратегии кооперации между печатными изданиями и их продвижение с помощью средств массовой информации.

МИР БИБЛИОТЕК

53-57 25
Аннотация
Рассматривается гармонизация информационно-библиотечного образования и новой номенклатуры направлений профессиональной подготовки, утвержденной приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 («Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»). Эта тема связана с одной из наиболее острых и актуальных теоретических проблем современного библиотековедения - определения сущности библиотечной профессии. Цель авторов - показать, что место библиотечной профессии в данном перечне определяется содержанием и направленностью высшего образования в этой области, его компетентностных ориентиров. Обозначены лакуны подготовки библиотекаря в системе культурологического образования и сложности формирования системного представления о едином информационном пространстве. Раскрыты комплекс научно-библиографических, науковедческих и наукометрических компетенций, профессиональная готовность к работе с отдельными видами информационных ресурсов и категориями пользователей, профессиональное владение арсеналом современных технологий информационно-библиотечного обслуживания. Особое внимание уделено англоязычной подготовке будущего библиотекаря в вузе. Доказывается, что он должен овладеть иностранным языком не только на уровне общекультурных и профессиональных компетенций, достаточных для общения на профессиональные темы. Помимо этого важно обладать способностью к профессиональной деятельности с информационными ресурсами, осуществлять основные информационные процессы на иностранных языках. Развивается идея формирования новых компетенций, обусловленных расширением традиционного понимания библиотеки, преодолением локальности фонда возможностями и востребованностью удаленного доступа, открытием фондов российских библиотек и информационных центров для зарубежных читателей. Практическим результатом проведенного исследования выступают формы и методы англоязычной подготовки будущих библиотекарей как информационных специалистов.
58-61 16
Аннотация
Обосновывается подход к библиотечной деятельности как к одной из общественных практик, реализуемых в рамках социального института чтения. Сопоставление с деятельностью книжных магазинов и архивов позволило выявить основную черту библиотечного дела - организацию общественного пользования документами в актуальном и длительном режимах. Показано, что отдельные компоненты электронной среды (электронные библиотеки, сайты, блоги и др.) включены в эту же социальную практику без процесса институционализации - образования учреждений. Сделан вывод, что в настоящее время библиотеки не являются монопольной средой реализации социальной практики организации общественного пользования документами.
62-67 9
Аннотация
Рассмотрена взаимосвязь оценки библиотекарями качества справочно-информационного обслуживания читателей с профессиональной мотивацией. Результаты основаны на анкетировании 199 сотрудников сети публичных библиотек Санкт-Петербурга. Работа проделана в рамках исследования «Повышение квалификации сотрудников публичных библиотек Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, осуществляющих информационно-библиографическое обслуживание» в 2013-2014 гг.
68-74 27
Аннотация
Представлены основные результаты научно-исследовательской работы «Теоретические и научно-практические аспекты создания интегрированного отраслевого информационного ресурса в Государственной научно-педагогической библиотеке Украины им. В. А. Сухомлинского». Описана сформированная система интеграции библиотечных информационных ресурсов на базе ИРБИС64, включающая электронные каталоги, сводные базы данных периодических изданий и диссертаций по вопросам образования, педагогики и психологии, реферативную базу данных по тем же дисциплинам. Важнейшим структурным элементом этой системы стала научно-педагогическая электронная библиотека, состоящая из фонда электронных документов, справочно-поискового аппарата и программно-технологического комплекса. Даны общие принципы ее организации, а также представлены результаты экспериментального внедрения.
75-78 16
Аннотация
Обосновывается актуальность новой функции современной вузовской библиотеки, которая связана с поддержкой публикационной активности учебного заведения. Охарактеризованы основные направления реализации данной функции, приведены примеры из опыта отечественных и зарубежных вузовских библиотек.
79-83 10
Аннотация
Рассматривается необходимость переосмысления системы управления библиотекой в условиях информационного общества, глобальной автоматизации библиотечных процессов и перехода к использованию электронных библиотек и, как следствие, подчеркивается важность создания нового структурного подразделения, занимающегося информационно-аналитической деятельностью. Описаны требования к автоматизированной информационно-аналитической системе управления библиотекой как части системы поддержки принятия управленческих решений. Представлена модель нового подразделения библиотеки, которая может быть использована в научных библиотеках различных уровней и ведомств.
85-86 22
Аннотация
Типовой сайт научной библиотеки, входящей в структуру Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), ориентирован на удовлетворение информационных потребностей определенного научного коллектива - сотрудников научного учреждения, обслуживаемого конкретной библиотекой. Основная функция сайта - позволить пользователю виртуально посещать библиотеку как в информационных, так и в справочных целях. Концепция сайта подразумевает совместимость технологии его создания с готовыми программными решениями БЕН РАН и простые методы обновления контента, доступные неспециалистам в области программирования.

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

3-9 26
Аннотация
Статья посвящена разработке понятия «научная мысль» как методологической категории в истории библиотековедения. Рассматриваются процессы зарождения и формирования научной мысли в отечественном библиотечном деле и библиотечной науке на начальном этапе, то есть с момента зарождения до ее институционализации как научной дисциплины. Отмечается двойственность научной мысли в библиотековедении: ее дифференциация на библиотечную мысль - форму суждений в библиотечном деле, основанную на обобщении повседневного опыта и обыденных знаний, и мысль библиотековедческую, основанную на научных методах. Предложено связывать зарождение библиотечной мысли с появлением библиотек как институциональных учреждений в XVI-XVII вв., а не отдельных книжных коллекций, отделяя ее тем самым от проявлений мысли в книжном деле. При этом в развитии библиотековедческой мысли выделяются два этапа: вспомогательный, когда она формировалась в рамках других научных дисциплин, обеспечивая их развитие, в частности педагогики; и автономный, или самостоятельный, связанный с осмыслением библиотеки в качестве самодостаточного социального института. Зарождение библиотековедческой мысли связано с деятельностью В. И. Собольщикова, отечественного ученого, впервые использовавшего сравнительный метод в изучении библиотечного дела. Предложено рассматривать отдельные идеи Н. Ф. Федорова как одно из проявлений теоретической научной мысли в отечественном библиотековедении.
10-14 14
Аннотация
Первая из трех статей, посвященных зависимостям наук документо-коммуникационной сферы, претендующих на роль законов. В соответствии с науковедческими критериями, предъявляемыми к научному закону, рассматриваются законы библиографоведения.
15-20 21
Аннотация
Настоящая статья выполнена в рамках исследования проблемы типологии чтения и читателей в связи с характеристикой одного из типов чтения, который назван креативным. При креативном чтении (в отличие от других типов) художественная литература может быть использована в научно-исследовательской работе. Доказывается, что использование художественной литературы является для креативного читателя научным методом, которым многие ученые, в частности, психологи, успешно пользуются.

ПЕРСОНАЛИИ

ИНФОРМАЦИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)