Информационное взаимодействие библиотек с детьми «группы риска»
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-1-64-70
Аннотация
Знание библиотечно-информационными работниками социально-психологических методов работы с детьми «группы риска» позволяет корректировать воспитательную и профилактическую работу с помощью библиотечных мероприятий и чтения. Актуальность темы возрастает в связи с увеличением числа беспризорных, неблагополучных, неполных, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных детей; семей, использующих деструктивные методы воспитания; детей с врожденными нарушениями физического и психологического развития, которые, попадая в «неблагоприятную среду», становятся на путь асоциального поведения, дисгармоничного развития и, как следствие, оказываются в «группе риска». Цель статьи – определение возможностей участия библиотеки в профилактике безнадзорности детей «группы риска». Изучение специфики работы библиотекарей с этой категорией детей показало, что современная библиотека может способствовать уменьшению числа «неблагополучных детей», оздоровить социальную среду, сделать ее более дружелюбной и безопасной для ребенка.
Об авторах
И. В. ДолговыхРоссия
Долговых Ирина Валерьевна – библиограф «ЗБЦ» Детская библиотека,
ЗаводоуковскМ. В. Маслакова
Россия
Маслакова Мария Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности
ТюменьЛ. И. Патракова
Россия
Патракова Людмила Ивановна – ведущий библиотекарь сектора массовой работы Центральной детской библиотеки МБУ «БИС»
НижневартовскСписок литературы
1. Гниломедова Т. Особые дети – особая забота // Библиополе. 2016. № 1. С. 44–48.
2. Дидковская О. Вступающим во взрослую жизнь наше особое внимание // Библиотека. 2013. № 1. С. 16–17.
3. Дудникова Е. Учиться идти навстречу друг другу // Библиополе. 2011. № 4. С. 39–41.
4. Демидова С. Е., Носырева М. В., Кряжева М. Ф. [и др.] Информационная экология : учеб.метод. пособие. Москва : Литера, 2010. 128 с.
5. Клименова Л. Читают родители – читают дети // Библиополе. 2015. № 4. С. 2–5.
6. Маслакова М. В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль информационной культуры в образовательном про¬цессе вуза // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 115–123.
7. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей груп¬пы риска : учеб. пособие. Москва : ACADEMIA, 2002. 254 с.
8. Симанова Д. Е. Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 7. С. 206–209.
9. Соболева Г. Как привлечь детей книгой // Библиополе. 2014. № 4. С. 24–26.
10. Стеценко Н. В. Организация внеучебной деятельности с детьми группы риска. URL: http://rud.exdat.com/docs/index-683714.html (дата обращения: 24.10.2018).
11. Шульга Т., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» : метод. рекомендации. 2-е изд., доп. Москва : Изд-во УРАО, 2001. 128 с.
12. Grimaldi V., Perez-Padilla J., Garrido M. А. [et al.] Assessment and decision-making in child protective services: risk situations kept-at-home versus out-of-home care // Сhild Indicators research. 2018. URL: https://doi.org/10.1007/s12187-018-9600-1 (accessed 16.11.2018).
13. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 1991. 265 р.
Рецензия
Для цитирования:
Долговых И.В., Маслакова М.В., Патракова Л.И. Информационное взаимодействие библиотек с детьми «группы риска». Библиосфера. 2019;(1):64-70. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-1-64-70
For citation:
Dolgovykh I.V., Maslakova M.V., Patrakova L.I. Information interaction of libraries with children at risk. Bibliosphere. 2019;(1):64-70. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-1-64-70