Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120

Полный текст:

Аннотация

В связи с активным расширением медиасреды, конвергентными процессами, протекающими в современном социокультурном пространстве, возникает необходимость в создании информационно-образовательных площадок для формирования информационной культуры населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье описываются результаты исследования, проведенного в целях создания благоприятных культурнообразовательных условий при организации системной работы в области формирования информационной культуры и медиаграмотности детей среднего и старшего школьного возраста в библиотеке. Цель исследования – построение универсальной модели просветительской программы с последующей ее реализацией в условиях библиотеки. Задачи исследования: 1) проведение экспериментов по апробации интерактивных уроков курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», разработанного в соответствии с предложенной универсальной моделью; 2) анализ результатов экспериментальной работы; 3) разработка программы развития Центра информационной и цифровой культуры Сахалинской областной универсальной научной библиотеки (СахОУНБ), осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной и цифровой культуры различных групп населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье дана оценка значимости проблемы, охарактеризованы параметры исследования, приведены результаты апробирования курса «Информационная культура в изучении литературы родного края». Разработана программа развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, призванного содействовать решению проблемы формирования информационной культуры подрастающего поколения.

Об авторе

Т. Б. Кавалерчик
Сахалинская областная универсальная научная библиотека
Россия

Кавалерчик Татьяна Борисовна, главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания

Южно-Сахалинск



Список литературы

1. Артеминко М. А. Медиаграмотность молодежи в контексте интернет-безопасности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10-1. С. 25–37.

2. Арутюнов Г. А. Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 223– 225.

3. Банных Г. А., Заборова Е. Н., Костина С. Н., Кузьмин А. И., Сивоволов Д. Л. Информационная культура жителей Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты. Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та, 2016. 222 с.

4. Волобуева Л. Н. Информационная культура как предмет философского анализа // Актуальные проблемы философии и политологии. Москва, 2015. С. 4–20.

5. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры. Москва ; Магнитогорск, 1997. Вып. 6. С. 48–63.

6. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5. С. 58–69.

7. Гендина Н. И. Продвижение идей информационной и медиаграмотности ЮНЕСКО и ИФЛА: обсуждение в столице и регионе // Библиосфера. 2012. № 2. С. 23–26.

8. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения 12.09.2019).

9. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учеб.-метод. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.

10. Кавалерчик Т. Б. Информационная культура в изучении литературы родного края: итоги научноисследовательского эксперимента // Культура и наука Дальнего Востока. 2019. № 1. С. 124–131.

11. Кавалерчик Т. Б. Формирование информационной культуры личности в условиях конвергентной научной парадигмы и потенциал книжной культуры для развития доступа к знаниям // Берковские чтения 2017. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Междунар. науч. конф., Полоцк, 24–25 мая 2017. Минск ; Москва, 2017. C. 139–145.

12. Косолапова Е. В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста // Научный диалог. 2012. № 1. С. 170–181

13. Котляр П. С. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 8. С. 26–32.

14. Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. 2000. № 4. С. 35–37.

15. Лободенко Л. К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1. C. 92–102.

16. Олефир С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С. 24–29.

17. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. 2008. № 10. С. 75–91.

18. Тарасова С. В. «Культурные гнезда» как ценностные ориентиры краеведческой парадигмы информационной культуры // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 106–109.

19. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

20. Jolls T and Johnsen M (2018) Media literacy: a foundational skill for democracy in the 21st century. Hastings Law Journal, 69(5): 1379-1408.


Для цитирования:


Кавалерчик Т.Б. Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки. Библиосфера. 2020;(1):109-120. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120

For citation:


Kavalerchik T.B. Information culture and media literacy in the structure of the library cultural and educational activities. Bibliosphere. 2020;(1):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)