Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120
Аннотация
В связи с активным расширением медиасреды, конвергентными процессами, протекающими в современном социокультурном пространстве, возникает необходимость в создании информационно-образовательных площадок для формирования информационной культуры населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье описываются результаты исследования, проведенного в целях создания благоприятных культурнообразовательных условий при организации системной работы в области формирования информационной культуры и медиаграмотности детей среднего и старшего школьного возраста в библиотеке. Цель исследования – построение универсальной модели просветительской программы с последующей ее реализацией в условиях библиотеки. Задачи исследования: 1) проведение экспериментов по апробации интерактивных уроков курса «Информационная культура в изучении литературы родного края», разработанного в соответствии с предложенной универсальной моделью; 2) анализ результатов экспериментальной работы; 3) разработка программы развития Центра информационной и цифровой культуры Сахалинской областной универсальной научной библиотеки (СахОУНБ), осуществляющего просветительскую деятельность в области формирования информационной и цифровой культуры различных групп населения и, в частности, детей школьного возраста. В статье дана оценка значимости проблемы, охарактеризованы параметры исследования, приведены результаты апробирования курса «Информационная культура в изучении литературы родного края». Разработана программа развития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, призванного содействовать решению проблемы формирования информационной культуры подрастающего поколения.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Б. КавалерчикРоссия
Кавалерчик Татьяна Борисовна, главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания
Южно-Сахалинск
Список литературы
1. Артеминко М. А. Медиаграмотность молодежи в контексте интернет-безопасности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10-1. С. 25–37.
2. Арутюнов Г. А. Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 223– 225.
3. Банных Г. А., Заборова Е. Н., Костина С. Н., Кузьмин А. И., Сивоволов Д. Л. Информационная культура жителей Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты. Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та, 2016. 222 с.
4. Волобуева Л. Н. Информационная культура как предмет философского анализа // Актуальные проблемы философии и политологии. Москва, 2015. С. 4–20.
5. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры. Москва ; Магнитогорск, 1997. Вып. 6. С. 48–63.
6. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5. С. 58–69.
7. Гендина Н. И. Продвижение идей информационной и медиаграмотности ЮНЕСКО и ИФЛА: обсуждение в столице и регионе // Библиосфера. 2012. № 2. С. 23–26.
8. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения 12.09.2019).
9. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учеб.-метод. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.
10. Кавалерчик Т. Б. Информационная культура в изучении литературы родного края: итоги научноисследовательского эксперимента // Культура и наука Дальнего Востока. 2019. № 1. С. 124–131.
11. Кавалерчик Т. Б. Формирование информационной культуры личности в условиях конвергентной научной парадигмы и потенциал книжной культуры для развития доступа к знаниям // Берковские чтения 2017. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Междунар. науч. конф., Полоцк, 24–25 мая 2017. Минск ; Москва, 2017. C. 139–145.
12. Косолапова Е. В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста // Научный диалог. 2012. № 1. С. 170–181
13. Котляр П. С. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 8. С. 26–32.
14. Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. 2000. № 4. С. 35–37.
15. Лободенко Л. К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1. C. 92–102.
16. Олефир С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С. 24–29.
17. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. 2008. № 10. С. 75–91.
18. Тарасова С. В. «Культурные гнезда» как ценностные ориентиры краеведческой парадигмы информационной культуры // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 106–109.
19. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
20. Jolls T and Johnsen M (2018) Media literacy: a foundational skill for democracy in the 21st century. Hastings Law Journal, 69(5): 1379-1408.
Рецензия
Для цитирования:
Кавалерчик Т.Б. Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки. Библиосфера. 2020;(1):109-120. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120
For citation:
Kavalerchik T.B. Information culture and media literacy in the structure of the library cultural and educational activities. Bibliosphere. 2020;(1):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-109-120