Американская и российская детская литература начала XXI в. Разнообразие возможностей
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-80-88
Аннотация
Сравнивая издательскую политику, влияние переводной литературы и роль женщин-писательниц, автор прослеживает новые тенденции в выпуске американской и российской детской и подростковой литературы. Автор приходит к выводу, что американская литература для самых маленьких отражает многообразие современного опыта, тогда как российская переживает расцвет в области поэзии и познавательного чтения. Сравнение подростковой литературы обеих стран выявляет значительное сходство: все больше появляется книг на такие трудные темы, как болезнь, смерть, самоубийство, наркотики, психологическая травма и буллинг.
Об авторе
О. Б. БухинаСоединённые Штаты Америки
Бухина Ольга Борисовна – независимый исследователь, переводчик, литературный критик, специалист по детской литературе
Нью-Йорк
Список литературы
1. Аромштам М. С. Как примирить жизнь со смертью // Папмамбук. 2019. URL: https://www.papmambook.ru/articles/3657/?fbclid=IwAR0ya_n9dud7hhY76aCMJWg2OfIYfSlnoTMzNjsfhxkhDASGucpve7Mdo (дата обращения 23.07.2020).
2. Аромштам М. С. Нужны ли детям книги о смерти // Папмамбук. 2014. URL: https://www.papmambook.ru/articles/970/?fbclid=IwAR3bBiIu_JYjbfVi-LQvTvNl-74n1laSApMd-Bry89f0ahWeG8PI_xFxKU (дата обращения 23.07.2020).
3. Асонова Е. А. Набор открыток, или Семь современных детских книг для медленного чтения // Детские чтения. 2016. Т. 10, № 2. С. 333–343.
4. Асонова Е. А. Табу или не табу – вот в чем вопрос! // Детские чтения. 2020. Т. 17, № 1. С. 320-333. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-320-33.
5. Бухина О. Б. Девочка как герой: гендерный переворот в детском фэнтези // Переплет. 2016. URL: http://vpereplete.org/2016/10/gender-fantasy/ (дата обращения 23.07.2020).
6. Бухина О. Б. От первого лица: Долой Гарри, да здравствует Гермиона // Читатель в поиске. Москва, 2018. С. 100–112.
7. Годинер А. В. Инклюзивный калейдоскоп // Читатель в городе. Москва, 2017. С. 32–40.
8. Годинер А. В. Я покажу тебе свой мир. Новинки и переиздания книг с «особыми» героями // Детское чтение : профессиональный информационный журнал. 2018. № 1. С. 14–22.
9. Дашевская Н. День числа Пи. Москва : Самокат, 2018. 200 с.
10. Мяэотс О. Н. Конфликт «отцов и детей»: для кого пишут детские книги, и кто их читает? // Детские чтения. 2014. Т. 6, № 2. С. 170–183.
11. Паласио Р. Дж. Чудо : пер. с англ. Москва : Розовый жираф, 2017. 408 с.
12. Сенне К. Советское детство: история болезни. Тема инвалидности в советской детской литературе (1930–1990-е гг.) // Детские чтения. 2020. Т. 17, № 1. С. 90–114. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-90-114.
13. Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. Москва : Новое лит. обозрение. 2016. 560 с.
14. Шаталина М. Не всегда принцессы: детские книги, которые разрушают гендерные стереотипы // The Village. 2018. URL: https://www.the-village.ru/children/children-guide/304495-gendernye-knigi-deti (дата обращения 23.07.2020).
15. Asonova E and Bukhina O (2020) Everything is new: the publishers, the writers, and most importantly, the readers. Bookbird 58(2): 1–12. https://doi.org/10.1353/bkb.2020.0027.
16. Butler F (1972) Death in children’s literature. Children’s Literature 1: 104–124. https://doi.org/10.1353/chl.0.0649.
17. Chaston JD (1991) The other deaths in bridge to Terabithia. Children’s Literature Association Quarterly 16(4): 238241. https://doi.org/10.1353/chq.0.0757.
18. Ciecierski L and Bintz W (2015) Using authentic literature to develop challenging and integrated curriculum. Middle School Journal 46(5): 17–25. https://doi.org/10.1080/00940771.2015.11461921.
19. Clement LD (2015) Global perspectives on death in children’s literature. New York: Routledge. 298 p.
20. Corr CA (2002) An annotated bibliography of deathrelated books for children and adolescents. Literature and Medicine 21(1): 147–174. https://doi.org/10.1353/lm.2002.0006.
21. Gibson LR and Zaidman LM (1991) Death in children’s literature: taboo or not taboo? Children’s Literature Association Quarterly 16(4): 232–234. https://doi.org/10.1353/chq.0.0855.
22. Godiner A (2020) Portrayals of disability in the circle of teenage reading of the 21st century. Bookbird 58(2): 76–79. https://doi.org/10.1353/bkb.2020.0022.
23. Hassel T and Clasen H 2017 Gender(ed) identities: critical rereadings of gender in children’s and young adult literature. New York: Routledge.
24. Howard K (2017) Collage, confession, and crisis in Jacqueline Woodson’s Brown Girl Dreaming. Children’s Literature Association Quarterly 42(3): 326–344. https://doi.org/10.1353/chq.2017.0031.
25. McEntyre MC (2002) Friends in need: illness and friendship in adolescent fiction. Literature and Medicine 21(1): 132–146. https://doi.org/10.1353/lm.2002.0010.
26. Nikolajeva M (2010) Power, voice and subjectivity in literature for young readers. London: Routledge.
27. Nikolajeva M (2017) Visible, audible and sentient: cognitive-affective engagement with disability in contemporary young adult fiction. Childhood, Literature and science: fragile subjects. London: Routledge, pp. 99–109.
28. Wheeler EA (2013) No monsters in this fairy tale: Wonder and the new children’s literature. Children’s Literature Association Quarterly 38(3): 335–350. https://doi.org/10.1353/chq.2013.0044.
Рецензия
Для цитирования:
Бухина О.Б. Американская и российская детская литература начала XXI в. Разнообразие возможностей. Библиосфера. 2020;(4):80-88. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-80-88
For citation:
Bukhina O.B. American and Russian children’s literature at the beginning of the 21st century. The diversity of possibilities. Bibliosphere. 2020;(4):80-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-80-88