Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Чтение с листа или с экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-3-45-57

Полный текст:

Аннотация

Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества в XXI столетии принесла существенные изменения практик и форм чтения. Наряду с традиционным (аналоговым, чтением с листа) возник и получил широкое распространение новый способ чтения и восприятия текста, так называемый цифровой формат чтения (компьютерный, электронный, с экрана). Он меняет характер взаимодействия читателя с текстом, обладает потенциальными возможностями (социальное чтение) и рисками (цифровое неравенство). В этой связи возрастает значимость деятельности библиотек (а также учреждений культуры, образования) в приобщении социума к новой цифровой грамотности и нивелировании негативных последствий цифрового неравенства.

Целью статьи является изучение специфики развития чтения в современном мире, обоснование характерных особенностей чтения с листа и с экрана. Для этого приводятся различные точки зрения ученых на своеобразие читательской деятельности в различных форматах, эффективность восприятия печатного и электронного текста; анализируются и обобщаются результаты исследовательских проектов, проводимых во многих странах мира, по выявлению характерных черт, возможностей, рисков и перспектив развития традиционного и цифрового чтения.

Делаются следующие выводы: в настоящее время возникли и продолжают эволюционировать экранные читательские практики. Чтение в цифровой среде как новый способ общения посредством электронных текстов динамично меняет коммуникационную среду, убыстряя и упрощая доступ потребителя к информации, обладает многими возможностями и преимуществами, трансформирует читательские навыки и привычки социума. Более того, на новом технологическом этапе развития оно возрождает к жизни социальное чтение, обостряет цифровое неравенство, ведя ко вторичному ментально-­когнитивному цифровому разрыву, модифицирует индивидуальный опыт чтения современников

Об авторах

Ирина Владимировна Лизунова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия
Россия
д-р ист. наук, доцент, зав. лабораторией книговедения


Адриаан Ван дер Вил
Лейденский университет, PO Box 9500, 2300 RA, Лейден, Нидерланды
Нидерланды
профессор


Лойда Гарсия-Фебо
Американская библиотечная ассоциация, Нью-Йорк, США
Соединённые Штаты Америки
международный библиотечный эксперт,
член исполнительного совета Американской библиотечной ассоциации (ALA),


Евгения Владимировна Пшеничная
ГПНТБ СО РАН
Россия
Помощник директора по международным связям ГПНТБ СО РАН


Список литературы

1. Асонова Е. А. Табу или не табу – вот в чем вопрос! // Детские чтения. 2020. Т. 17, № 1. C. 320–333. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-320-333.

2. Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-¬ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети // Левада центр. 2019. URL: https://www.levada.ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya/ (дата обращения 20.07.20).

3. Воробьева Т. Л. Особенности восприятия электронного текста // Одиннадцатые Макушинские чтения. Новосибирск, 2018. С. 342–348

4. Лизунова И. В. Социальные сети книжной тематики – инновационный тренд популяризации чтения // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. Вып. 12, т. 2. С. 5–18

5. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12–23. https://doi.org/https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-12-23.

6. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение: генеалогия формирования и перспективы его развития в условиях цифровизации общества // Библиосфера. 2019. № 4. С. 14–21. https://doi.org/10/20913/1815-3186-2019-4-21.

7. Меркоски Д. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle, Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 293, [11] с.

8. Новейший философский словарь / науч. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд. Минск : Кн. дом, 2008. 1280 с.

9. Сененко О. В. Социальное чтение и школьная библиотека // Библиомир. 2016. URL: http://www.bibliomir.com/11-13-2016.pdf (дата обращения 20.07.20).

10. Шартье Р. Письменная культура и общество. Москва : Новое изд-во, 2006. 272 с.

11. Ackerman R and Goldsmith M (2011) Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper. Journal of Experimental Psychology: Applied 17(1): 18–32.

12. Allcott L (2019) Reading on-screen vs reading in print: what's the difference for learning? National Library. URL: https://natlib.govt.nz/blog/posts/reading-on-screen-vs-reading-in-print-¬whats-the-difference-for-learning (accessed 20.07.20).

13. Carr N (2010) The shallows: what the Internet is doing to our brain. New York: W. W. Norton.

14. Clinton V (2019) Reading from paper compared to screens. Journal of Research in Reading 42 (2): 288–324.

15. Cordón-¬García JA, Alonso-¬Arevalo J, Gomez-¬Diaz R and Linder D (2013) Social reading: platforms, applications, clouds and tags. Oxford: Chandos Publ.

16. Delgado P, Vargas C, Ackerman R and Salmerón L (2018) Don't throw away your printed books: a meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension. Educational Research Review 25: 23–38. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.003.

17. Evans, James E (2008) Electronic publication and the narrow of science and scholarship. Science 321(5887): 395–399. https://doi.org/10.1126/science.1150473.

18. Forman ES, Maryanti E (2018) E-reading vs traditional reading: can Internet, social media and gadgets bridge the gap between reading and learning among medical students? Jurnal Ilmu Kedokteran 11(2): 52. https://doi.org/10.26891/JIK.v11i2.2017.52-59.

19. Garcia-¬Febo L Reading in the digital age: traditions and new opportunities to save the world. URL: http://www.spsl.nsc.ru/download/archive/4_3_1_fedo.pdf (accessed 20.07.20).

20. Greenfield S (2003) Tomorrow's people: how 21st century technology is changing the way we think and feel. London: Allen Lane.

21. Kong Y, Seo YS and Zhai L (2018) Comparison of reading performance on screen and on paper: a meta-analysis. Computers & Education 123: 138–149. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.005.

22. Leu D and Maykel Ch (2016) Thinking in new ways and in new times about reading. Literacy Research and Instruction 55(2): 122–127. https://doi.org/10.1080/19388071.2016.1135388.

23. Leesmonitor (2016) Digitaal lezen, anders lezen? URL: https://issuu.com/stichtinglezen/docs/leesmonitor1-2016_lr (accessed 20.07.20).

24. Liu Z. (2005) Reading behavior in the digital environment: changes in reading behavior over the past ten years. Journal of Documentation 61(6): 700–712. https://doi.org/10.1108/00220410510632040.

25. Mangen A and Van der Weel A (2016) The evolution of reading in the age of digitisation: an integrative framework for reading research. Literacy 50(3): 116–124.

26. Petrilli MJ (2019) Petrilli: 2019 NAEP results show there’s something wrong going on. 3 theories about what might be happening in our schools, and beyond. The 74. URL: https://www.the74million.org/article/petrilli-2019-naep-results-show-theres--something-wrong-¬going-on-3-theories-¬about-what-might-be-happening-in-our-schools-and-beyond/ (accessed 20.07.20).

27. Pleimling D (2012) Social reading – Lesen im digitalen Zeitalter. BPB.de. URL: https://www.bpb.de/apuz/145378/social-¬reading-lesen-im-digitalen-¬zeitalter?p=1 (accessed 20.07.20).

28. Rosen LD (2007) Me, my space, and I: parenting the Net generation. New York: St. Martin's Publ.

29. Roskos K and Neuman S (2014) Best practices in reading: a 21st century skill update. The Reading Teacher 76(7): 507–511. https://doi.org/10.1002/trtr.1248.

30. Siagian FE and Maryanti E (2017) E-reading vs traditional reading: can internet, social media and gadgets bridge the gap between reading and learning among medical students? Journal of Medical Science 11(2): 110–117.

31. Stein B (2013) Social reading is no longer an oxymoron. The unbound book. Eds Joost Kircz and Adriaan van der Weel (Amsterdam: Amsterdam University Press).

32. Stein B A taxonomy of social reading: a proposal. The Institute for the future of the book. URL: http://futureofthebook.org/social-¬reading (accessed 06.09.2020).

33. Trakhman LS and Alexander P (2017) Reading on paper and digitally: what the past decades of empirical research reveal. Review of Educational Research 87(6): 1007–1041. https://doi.org/10.3102/0034654317722961.

34. Van der Weel A (2020) Behind the screen looms a new Gutenberg revolution. TXT Magazine, pp. 1–8.

35. Van der Well A (2011) Changing our textual minds: towards a digital order of knowledge. Manchester: Manchester Univ. Press.

36. Wolf M. (2007) Proust and the squid: the story and science of the reading brain. New York: Harper.

37. (2019) Research: reading in a digital age. Read NZ. URL: https://www.read-nz.org/advocacy/research/ (accessed 20.07.20).

38. (2019) Study: paper reading more effective than screen reading. Learning English. URL: https://learningenglish.voanews.com/a/study-¬paper-reading-more-effective-than-screen-¬reading/4876473.html (accessed 20.07.20).


Для цитирования:


Лизунова И.В., Ван дер Вил А., Гарсия-Фебо Л., Пшеничная Е.В. Чтение с листа или с экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство. Библиосфера. 2020;(3):45-57. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-3-45-57

For citation:


Lizunova I.V., Van der Weel A., Garcia-¬Febo L., Pshenichnaya Y.V. Reading on paper and screens? Advantages, disadvantages and digital inequality. Bibliosphere. 2020;(3):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-3-45-57

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)