НАУКА В ЦИФРАХ
МИР БИБЛИОТЕК
В статье обобщен и систематизирован опыт выставочной, просветительской и проектной деятельности Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) в условиях самоизоляции во время распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Рассматриваются необходимые и достаточные условия для эффективной работы в удаленном режиме. Сделан акцент на организации работы над проектами. Делается вывод о стратегической важности работы в команде, сетевого взаимодействия сотрудников, оперативной координации работ. Отмечается, что библиотеке удалось значительно расширить свои интернет-ресурсы. Это выразилось в разработке и представлении виртуальных выставок, тематических онлайн-лекций и публикаций, видеообзоров, виртуальных экскурсий, встреч на платформе Zoom, в реорганизации и адаптации запланированных мероприятий к новым условиям.
Важными организационными шагами стали: освоение сотрудниками необходимых программных продуктов, в том числе видеомонтажа, и психолого-педагогических навыков удержания аудитории; понимание необходимости обсуждения виртуальных экспозиций в рабочих группах и выставочных советах.
Все это позволило не только сохранить старую, но и привлечь новую аудиторию для РГБИ.
Также сделан вывод на будущее: при планировании мероприятий, публикаций в веб-пространстве очень важно соблюдать баланс проблематики лекций, обзоров, видеовстреч, современной тематики и ретроспекции, архивных записей и новых публикаций.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества в XXI столетии принесла существенные изменения практик и форм чтения. Наряду с традиционным (аналоговым, чтением с листа) возник и получил широкое распространение новый способ чтения и восприятия текста, так называемый цифровой формат чтения (компьютерный, электронный, с экрана). Он меняет характер взаимодействия читателя с текстом, обладает потенциальными возможностями (социальное чтение) и рисками (цифровое неравенство). В этой связи возрастает значимость деятельности библиотек (а также учреждений культуры, образования) в приобщении социума к новой цифровой грамотности и нивелировании негативных последствий цифрового неравенства.
Целью статьи является изучение специфики развития чтения в современном мире, обоснование характерных особенностей чтения с листа и с экрана. Для этого приводятся различные точки зрения ученых на своеобразие читательской деятельности в различных форматах, эффективность восприятия печатного и электронного текста; анализируются и обобщаются результаты исследовательских проектов, проводимых во многих странах мира, по выявлению характерных черт, возможностей, рисков и перспектив развития традиционного и цифрового чтения.
Делаются следующие выводы: в настоящее время возникли и продолжают эволюционировать экранные читательские практики. Чтение в цифровой среде как новый способ общения посредством электронных текстов динамично меняет коммуникационную среду, убыстряя и упрощая доступ потребителя к информации, обладает многими возможностями и преимуществами, трансформирует читательские навыки и привычки социума. Более того, на новом технологическом этапе развития оно возрождает к жизни социальное чтение, обостряет цифровое неравенство, ведя ко вторичному ментально-когнитивному цифровому разрыву, модифицирует индивидуальный опыт чтения современников
ОБЗОРЫ
ДИСКУССИИ
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2712-7931 (Online)