Кадровый потенциал библиотек музыкальных школ и школ искусств: состояние и перспективы развития
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67
Аннотация
В статье отражены результаты локального исследования возможностей кадрового потенциала библиотек музыкальных школ и школ искусств Санкт-Петербурга, проведенного в 2020 г., дана оценка современного состояния их кадрового потенциала и предложены возможные пути его развития. Библиотеки детских музыкальных школ и школ искусств (ДМШ/ДШИ) являются важным участником системы дополнительного предпрофессионального образования детей, поэтому качество работы специалистов выступает важным фактором обеспечения качества образовательного процесса. Исследованием установлено, что на сайтах ДМШ/ДШИ информация о библиотеках приводится крайне редко, не структурирована. Регламентирующие документы содержат крайне мало или не содержат совсем информации о задачах библиотеки, функциональных обязанностях библиотекарей, оплате их труда. Кадровый состав представлен исключительно женщинами; три четверти сотрудников старше 50 лет; их опыт работы в библиотеках от минимального до нескольких десятков лет; только треть сотрудников имеют высшее библиотечное образование, более половины – педагогическое, что влияет на качество работы библиотеки. Лишь половина сотрудников владеет компьютером. Квалификационные категории библиотекарям не присваиваются. Все опрошенные нуждаются в повышении квалификации по основным библиотечным процессам. В современной ситуации основной путь развития деятельности библиотек ДМШ/ДШИ Санкт-Петербурга – преобразование в информационно-библиотечные центры по искусству подобно тем, что созданы в школьных библиотеках, и объединение в сеть для преодоления разобщенности профессиональной группы библиотекарей ДМШ/ДШИ.
Об авторах
Н. Г. ОрловаРоссия
Орлова Наталья Георгиевна, магистр библиотечноинформационной деятельности, библиотекарь
ул. М. Горького, 5/10, Санкт-Петербург, 196641
Марина Николаевна Колесникова
Россия
Колесникова Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения
ул. Миллионная, 7, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Аракелова А. О. Начальное предпрофессиональное музыкальное образование (духовые и ударные инструменты) // Идеи и идеалы. 2011. № 4. С. 114–121
2. Безуглова И. Ф. Новые тенденции в работе музыкальных библиотек России // Музыкальные библиотеки Северо-Запада РФ в современной информационной среде : материалы Регион. науч.-практ. конф., СанктПетербург, 29–30 мая 2013 г. Санкт-Петербург, 2013. С. 14–18
3. Князев А. Н. Библиотека как научно-художественная система // Музыкальные библиотеки Северо-Запада РФ в современной информационной среде: материалы Регион. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29–30 мая 2013 г. Санкт-Петербург, 2013. С. 35–40 [Knyazev AN (2013) The library as a scientific and artistic system.
4. Лохвицкая С. Л., Туровская А. А. К вопросу о подготовке специалистов для музыкальных библиотек // Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры : тез. выступлений на конф. преподавателей СПбГАК 24 марта 1997 г. Санкт-Петербург, 1997. С. 155–157
5. Олефир С. В. Педагогический потенциал и функции школьной библиотеки: компетентностный подход // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 4. С. 21–26
6. Орлова Н. Г. Потенциал библиотеки ДШИ как участника образовательного процесса // Балакиревские чтения в Казани : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2019а. С. 35–37
7. Орлова Н. Г. Проблемы использования потенциала библиотеки школы искусств // Библиотечный мир глазами студентов : материалы секции Всерос. науч.- практ. конф. «Моргенштерновские чтения». Челябинск, 2019б. С. 152–157
8. Орлова Н. Г., Колесникова М. Н. Библиотеки музыкальных школ и школ искусств – место учебы и работы («второе место») // Труды ГПНТБ СО РАН. 2020. № 3. С. 55–63
9. Полтавская Е. И. Музыкальные библиотеки. Какой библиотекарь им нужен? // Научные и технические библиотеки. 2017. № 12. C. 97–108
10. Технология работы библиотеки образовательной организации : практ. рук. для начинающих библиотекарей. Электронная версия 1.1. Москва, 2018. 66 с.
11. Яскажук Т. С. Музыкальные библиотеки: современное состояние, проблемы изучения // Некоторые вопросы современного книговедения : сб. аспирант. работ. Новосибирск, 2002. С. 102–113
12. Cheetham G and Chivers G (1996) Towards a holistic model of professional competence. Journal of European Industrial Training 20 (5): 20–30. DOI: https://doi.org/10.1108/03090599610119692.
13. Hunter D (2002) Core competencies and music librarians. URL: http://www.musiclibraryassoc.org/pdf/Core_Competencies.pdf (accessed 25.02.2019)
Рецензия
Для цитирования:
Орлова Н.Г., Колесникова М.Н. Кадровый потенциал библиотек музыкальных школ и школ искусств: состояние и перспективы развития. Библиосфера. 2022;(1):56-67. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67
For citation:
Orlova N.G., Kolesnikova M.N. Personnel Potential of Libraries in Music and Art Schools: State and Prospects of Development. Bibliosphere. 2022;(1):56-67. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-56-67