Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Библиотечно-­информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37

Аннотация

В контексте развивающейся цифровой среды библиотечного образования актуально исследование потребностей и ожиданий студентов как участников образовательного процесса и непосредственных потребителей образовательных услуг. Статья содержит результаты анкетирования студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Целью опроса было определение мнений и ожиданий студентов относительно новых тенденций в образовательной практике и цифровых перспектив развития библиотечного образования. Исследование проводилось рабочей группой в рамках выполнения контрактной научно-исследовательской работы «Исследовать тенденции и пути развития библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий». Опрос затрагивал такие аспекты, как перспективный вектор подготовки библиотечных кадров, работа библиотеки в цифровой среде и готовность студентов к ней, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. В результате установлено, что студенты считают перспективным вектором развития библиотечного образования информационно-технологический (информационные дисциплины как основа подготовки). В преподаваемых на факультете информационно-документных коммуникаций курсах студенты предлагают сделать упор на дистанционное обслуживание пользователей, программирование, аналитику данных, цифровые технологии, нейросети, нанотехнологии, цифровой маркетинг, основы веб-дизайна, создание и дизайн электронных ресурсов, основы работы с графическими редакторами. Оценивая важность различных видов работы библиотеки в цифровой среде, респонденты как наиболее важную отметили «работу с электронными каталогами и базами данных». Менее всего студенты считают себя готовыми к «работе по созданию электронных информационных ресурсов» и «работе по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам». В процессе дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 наибольшей проблемой стало увеличение нагрузки и усложнение процесса обучения, чуть меньшие сложности вызвали технические проблемы коммуникации. Определен комплекс мер, необходимых для повышения качества и конкурентных преимуществ библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий с позиций студентов.

Об авторах

Е. Ю. Козленко
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Беларусь

Козленко Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры информационно-аналитической деятельности

ул. Рабкоровская, 17, Минск, 220007



Н. Ю. Вайцехович
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Беларусь

Вайцехович Надежда Юрьевна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры информационно-аналитической деятельности

ул. Рабкоровская, 17, Минск, 220007



Список литературы

1. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 110–123

2. Галковская Ю. Н. Трансформация подходов к организации образовательного процесса на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКИ в условиях пандемии COVID // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. 2021. № 4. С. 127–135

3. Грузова А. А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 205. С. 131–140

4. Зыгмантович С. В. Подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы для работы в цифровой среде: ожидания работодателей // Материалы VІІІ Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры». Библиотеки в условиях пандемии: новые возможности, новые решения. Минск, 2021. С. 89–96

5. Зыгмантовіч С. В., Казленка А. Ю. Матывацыя бібліятэчнай дзейнасці ў структуры прафесійнага самавызначэння будучых спецыялістаў // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2011. № 2. С. 94–101

6. Клюев В. К. Практико-ориентированное обучение как приоритет подготовки библиотечных кадров // Библиография и книговедение. 2018. № 6. С. 13–18

7. Мингазова Д. Н., Мовчан Н. И., Сопин В. Ф. От анкетирования студентов к обобщенной оценке качества образовательного процесса // Открытое образование. 2011. № 1. С. 33–44.)

8. Мишова В. В., Огнева Э. Н. Исследование мотивационной структуры личности как основы профессионального становления студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37-2. С. 143–150

9. Павлова А. С. О профессиональной ориентации как важнейшем звене в системе непрерывного библиотечно-информационного образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2014. № 3. С. 36–41

10. Соколов А. В. Информатизация и гуманизация как ориентиры библиотечной политики // Вестник культуры и искусств. 2013. № 2. С. 7–22

11. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва : Наука, 1972. 240 с.

12. Cathy ND (2017) The new education: how to revolutionize the university to prepare students for a world in flux. New York: Basic Books.

13. Horvat A, Kajberg L, Oğuz ES and Tammaro AM (2017) LIS Education. Global Library and Information Science. Berlin, Boston, 504–536. DOI: https://doi. org/10.1515/9783110413120-022.

14. Huggins S (2017). Practice-based learning in LIS education: an overview of current trends. Library Trends 66(1): 13–22.

15. Pujar SM and Tadasad PG (2016) MOOCs – an opportunity for international collaboration in LIS education. New Library World 117(5/6): 360–373. DOI: https://doi.org/10.1108/NLW-07-2015-0048.

16. Raju J (2021) Shaping LIS education for blended professionals in a pluralist information environment: global reflections. Journal of Education for Library and Information Science 62(4): 366–382. DOI: https://doi. org/10.3138/jelis-62-4-2020-0024.

17. Shem M (2015) Digital library education: global trends and issues. Journal of Education and Practice 6(17): 66–70.

18. Trilling B (2009) 21st century skills: learning for life in our times. San Francisco: Jossey-Bass.

19. Wang L (2018) Twinning data science with information science in schools of library and information science. Journal of Documentation 74(6): 1243–1257. DOI: https://doi.org/10.1108/JD-02-2018-0036.

20. Wójcik M (2015) Potential use of augmented reality in LIS education. Education and Information Technologies 21(6): 1555–1569. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10639-015-9399-z.

21. Wyman A and Imamverdiyev M (2018) Global trends and transformations in library science education. Information and Learning Sciences 119(3/4): 215–225. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-11-2017-0110.


Рецензия

Для цитирования:


Козленко Е.Ю., Вайцехович Н.Ю. Библиотечно-­информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов. Библиосфера. 2022;(2):28-37. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37

For citation:


Kozlenko E.Yu., Vaytsekhovich N.Yu. Library and Information Education in the Digital Age: Students’ Expectations. Bibliosphere. 2022;(2):28-37. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)