Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Читатель и библиотека в контексте коммуникации науки и общества

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-32-40

Аннотация

Распространение научных знаний сегодня – одна из актуальных социальных задач. В рамках взаимодействия науки и общества представителями научной среды создается информационный контент, распространение которого становится задачей социальных институтов, в том числе и библиотек. В статье дается углубленный анализ части результатов опроса читателей публичных библиотек, касающихся возможности участия последних в коммуникации науки и общества в любой возможной форме. Материалом для исследования послужил анкетный опрос об отношении читателей публичных библиотек к науке, проведенный в марте – апреле 2022 г. в рамках НИР «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом». Изучается мнение читателей публичных библиотек Новосибирска, касающееся приоритетных способов получения информации о научных достижениях, посещении научно-популярных мероприятий и возможностях доступа к современным научным знаниям через библиотеку, при этом значительное внимание уделяется массовому мероприятию как форме взаимодействия коммуникаторов в сфере науки с социумом. В исследовании были сделаны следующие выводы: читатели публичных библиотек лояльно относятся к потенциалу библиотек для развития коммуникации науки и общества; для них библиотека как средство получения информации по значимости уступает лишь интернету; библиотеку можно рассматривать как одну из площадок для посещения научно-популярных мероприятий, и ее усилия по укреплению коммуникативных связей между наукой и обществом должны быть направлены на более активное сотрудничество с представителями научного мира.

Об авторах

Л. К. Курмышева
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Россия

Курмышева Лидия Константиновна, младший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа 

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200



М. А. Плешакова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Плешакова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200



Т. А. Калюжная
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Россия

Калюжная Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200



Список литературы

1. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация науки в общедоступных библиотеках // Труды ГПНТБ СО РАН. 2015. № 8. С. 288–293 [Varganova GV and Plavko IA (2015) Popularization of science in public libraries. Trudy GPNTB SO RAN 8: 288–293. (In Russ.)].

2. Гулина О. А. Создание научного общества как метод организации образовательно-просветительского пространства в библиотеке // Библиотекарю в практику работы. Пермь, 2016. Вып. 56. С. 53–56 [Gulina OA (2016) The creation of a scientific society as a method of organizing educational and educational space in the library. Bibliotekaryu v praktiku raboty. Perm’, iss. 56, pp. 53–56. (In Russ.)].

3. Дивеева Н. В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 2. С. 158–167 [Diveeva NV (2014) The main directions of the impact of new information technologies on the popularization of science. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Filologichskie nauki 2: 158–167. (In Russ.)].

4. Дымова И. А. К анализу основных трендов в популяризации науки на современном этапе // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 2 [Dymova I (2018) For analysis of the main trends in the popularization of science on the modern stage. Vestnik TsEMI 1(2). (In Russ.)]. URL: https://cemi.jes.su/s111111110000077-7-1 (дата обращения = accessed 23.04.2020). DOI: 10.33276/S0000077-7-1.

5. Елисеева Ю. А. Школьные библиотеки и университеты: потенциал интеллектуального спонсорства в популяризации научного знания // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2. С. 166–169 [Eliseeva YuA (2017) School libraries and universities: the potential of intellectual sponsorship in the popularization of scientific knowledge. Vestnik SanktPeterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv 2: 166–169. (In Russ.)].

6. За научными знаниями – в библиотеку: популяризация научно-популярной литературы в публичной библиотеке : метод. рекомендации библиотекарю к Году науки /сост. О. Вашкевич ; Лунинец. центр. район. б-ка. Лунинец, 2017 [Vashkevich O (comp) (2017) For scientific knowledge – to the library: popularization of popular science literature in the public library: method. recommendations to a librarian for the Year of Science. Luninets. (In Russ.)]. URL: https://pandia.ru/text/80/282/66866.php (дата обращения = accessed 23.04.2020).

7. Мелентьева Т. А. Участие в проектах пропаганды научнотехнических достижений – важный компонент деятельности научной библиотеки (на примере Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2015. № 8. С. 301–307 [Melent’eva TA (2015) Participation in projects promoting scientific and technical achievements is an important component of the scientific library activity (a case of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences). Trudy GPNTB SO RAN 8: 301–307. (In Russ.)].

8. Павличенко И. А. Библиотека в системе трансляции научно-популярных знаний // Книга. Культура. Образование. Инновации : сб. докл. Пятого Междунар. проф. форума «Крым-2019», Судак, 8–16 июня 2019 г. Москва, 2020. С. 178– 181 [Pavlichenko IA (2020) Library in the system of translation of popular science knowledge. Kniga. Kul’tura. Obrazovanie. Innovatsii: sb. dokl. Pyatogo Mezhdunar. prof. foruma «Krym–2019», Sudak, 8–16 iyunya 2019 g. Moscow, pp. 178–181. (In Russ.)].

9. Павличенко И. А. Интерактивные технологии формирования научной грамотности в зарубежных библиотеках // Культура: теория и практика. 2019. № 3. Ст. 13 [Pavlichenko IA (2019) Interactive technologies of scientific literacy formation in foreign libraries. Kul’tura: teoriya i praktika 3: 13. (In Russ.)]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39250875_36045510.pdf (дата обращения = accessed 01.06.2022).

10. Павличенко И. А. Медиапроекты библиотек как средство трансляции научно-популярных знаний // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 1. С. 105–108 [Pavlichenko IA (2018) Media projects of libraries as a means of broadcasting popular science knowledge. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury 1: 105–108. (In Russ.)].

11. Павличенко И. А. Популяризация научного знания в публичных библиотеках зарубежных стран // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 60–64 [Pavlichenko IA (2018) Popularization of scientific knowledge in public libraries of foreign countries. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv 42: 60–64. (In Russ.)].

12. Павличенко И. А. Публичная библиотека как институт формирования научной грамотности населения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2022. 25 с. [Pavlichenko IA (2022) Public library as an institute for the formation of scientific literacy of the population: diss. abstr. Saint Petersburg. (In Russ.)].

13. Роль библиотек в популяризации научно-технических знаний / Центр. гор. б-ка им. М. Горького ; сост. Т. П. Ядричева. Белогорск, 2019. 24 с. [Yadricheva TP (comp) (2019) The role of libraries in popularization of scientific and technical knowledge. Belogorsk. (In Russ.)]. URL: http://bibliobel.ru/kollegam/metodicheskie-rekomendatsii/item/589-rol-bibliotekvpopulyarizatsii-nauchno-tekhnicheskikh-znanij (дата обращения = accessed 25.11.2020).

14. Соколова И. С. Популяризация естествознания в эпоху постмодерна: библиотека, университет, музей, «научное» кафе, театр // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 5. С. 33–37 [Sokolova IS (2012) Popularization of natural science in the postmodern era: library, university, museum, “scientific” cafe, theater. Gumanitarnye i sotsial’noekonomicheskie nauki 5: 33–37. (In Russ.)].

15. Федотова Е. А. Популяризация науки через библиотечные проекты. Раскрываем фонды – лекции, семинары, выставки // Библиотечное дело. 2019. № 18. С. 27–31 [Fedotova EA (2019) Popularization of science through library projects. Opening funds – lectures, seminars, exhibitions. Bibliotechnoe delo 18: 27–31. (In Russ.)].

16. Шестерина А. М. Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 111–114 [Shesterina AM (2020) Open lectures as a form of popularization of scientific knowledge: traditions and modernity. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy vysshego obrazovaniya 2: 111–114. (In Russ.)].

17. Ямщикова И. А. Библиотека: территория креатива и науки // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 26–27 апр. 2018 г. Самара, 2018. Ч. 2. С. 37–40 [Yamshchikova IA (2018) Library: the territory of creativity and science. Modernizatsiya kul’tury: sud’ba tsennostei v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunar. nauch.- prakt. konf., Samara, 26–27 apr. 2018 g. Samara, pt. 2, pp. 37–40. (In Russ.)].


Рецензия

Для цитирования:


Курмышева Л.К., Плешакова М.А., Калюжная Т.А. Читатель и библиотека в контексте коммуникации науки и общества. Библиосфера. 2022;(3):32-40. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-32-40

For citation:


Kurmysheva L.K., Pleshakova M.A., Kalyuzhnaya T.A. The Reader and the Library in the Context of Communication between Science and Society. Bibliosphere. 2022;(3):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-32-40

Просмотров: 1148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)