Роль вузовской библиотеки в развитии информационной культуры студентов-журналистов
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-22-30
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Статья посвящена выявлению роли вузовской библиотеки в формировании профессиональных компетенций студентов-журналистов. Актуальность проблемы связана со снижением информационных компетенций специалистов сферы массмедиа, которое отражается не только на качестве информационных потоков, но и на развитии аудитории, создающей и распространяюшей ложные концепции и фактические ошибки.
Цель исследования – определить степень влияния библиотеки на формирование элементов информационной культуры у обучающихся направления подготовки «Журналистика». Обозначены основные проблемы, возникающие при работе студентов с библиотечными технологиями, представлены пути их решения. Реализован эксперимент по формированию основ библиотечно-информационной грамотности в контексте развития навыков профессионального чтения, даны рекомендации по проведению занятий со студентами первого курса. Исследование может представлять интерес для педагогов, осуществляющих подготовку специалистов сферы массмедиа, сотрудников вузовских библиотек, специалистов, работающих с юнкорами в рамках профориентационных проектов.
Об авторе
А. Д. МершиеваРоссия
Мершиева Алена Дмитриевна, ассистент кафедры журналистики Института филологии, массовой информации и психологии
630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) : (докл. сделан на ИФЛА-2004) // Школьная библиотека. 2005. № 3. С. 18-24
2. Гендина Н. И. Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности. Москва : Ассоц. шк. библиотекарей рус. мира, 2018. 312 с.
3. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территорий. Новосибирск, 2001. С. 44-51
4. Грунт Е. В. Социологический анализ информационной культуры личности // Известия Уральского федерального университета. Серия 3, Общественные науки. 2010. Т. 73, № 1. C. 117-125
5. Дарий С. Г. Основные тренды современного образования // Зимняя школа преподавателя - 2020. Москва : Юрайт, 2020.
6. Задонская И. А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества. Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 2. С. 98-103
7. Зубова О. Г. Трансформация практик молодежного чтения в современном российском обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 10. С. 32-35
8. Колин К. К., Урсул А. Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. Москва : Стратег. приоритеты, 2015. 288 с.
9. Колпакова Н. С. Формирование информационной компетентности будущих педагогов-музыкантов на основе факультативного учебного курса и повышения роли вузовской библиотеки // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3. С. 24-29
10. Крупницкий Д. В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития российского общества // Библиосфера. 2012. № 2. С. 86-90
11. Мершиева А. Д. Формирование навыков профессионального чтения у студентов направления подготовки «Журналистика» // Берковские чтения - 2021. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы VI Междунар. науч. конф. (26-27 мая 2021 г.). Гродно, 2021. С. 320-325
12. Оченева Н. А., Фаст М. Н. Работаем «ВКонтакте»: для чего нужно создавать группы в социальных сетях // Библиотечное дело. 2019. № 19. С. 1-15
13. Романичева Е. С. Чтение с листа, чтение с экрана // YouTube. 26.10.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iJczoC1iRe8 (дата обращения = accessed 11.02.2021).
14. Рубанова Т. Д. Книжные паблики в «Инстаграме» // Библиосфера. 2020. № 1. С. 39-45
15. Сметанникова Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. C. 36-42
16. Черкашина Т. Ю., Чернышова Е. А., Лютов С. Н. Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов // Научные и технические библиотеки. 2021. № 1. С. 77-98 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98.
17. Del Pilar Jiménez E, Alarcón R and De Vicente-Yague MI (2019) Reading intervention: correlation between emotional intelligence and reading competence in high school students. Revista de Psicodidáctica 24(1): 24-30. https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2018.10.001.
18. Pernice KF (2017) Shaped pattern of reading on the web: misunderstood, but still relevant (Evenon mobile). Nielsen Norman Groups. URL: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content (accessed 22.02.2022).
19. Rogiers A, Van Keer H and Merchie E (2020) The profile of the skilled reader: an investigation into the role of reading enjoyment and student characteristics. International Journal of Educational Research 99(4): 101512. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.101512.
Рецензия
Для цитирования:
Мершиева А.Д. Роль вузовской библиотеки в развитии информационной культуры студентов-журналистов. Библиосфера. 2023;(1):22-30. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-22-30
For citation:
Mershieva A.D. The Role of University Library in the Development of Information Culture of Students Studying Journalism. Bibliosphere. 2023;(1):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-22-30
ISSN 2712-7931 (Online)