ЮБИЛЕЙ 
МИР БИБЛИОТЕК 
Статья посвящена истории формирования деятельности советских библиотек по коммуникации между обществом и наукой. Предложено выделить государственно ориентированную служебную модель, которая сформировалась в советское время как инструмент социального управления посредством политического и научно-технического просвещения. Целями просвещения выступало вовлечение населения в строительство нового социалистического общества, индустриального по своей природе. Технологически это реализовывалось в ходе библиотечного чтения специально подобранной научной и научно-популярной литературы. Такое чтение носило управляемый характер.
Формирование модели началось в 1920-е гг. В своем развитии она прошла три этапа: становления (1920–1940 гг.), расцвета (1950–1970-е гг.) и угасания, пришедшегося на конец 1980-х – начало 1990-х гг. Ее теоретико-методическую основу составили работы В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Сделан вывод, что советская модель организации библиотечной коммуникации между наукой и обществом 1) носила вертикальный, систематический и директивный характер, обеспечивая с одной стороны формирование естественнонаучного материалистического мировоззрения вкупе с пропагандой советской науки и ее достижений, с другой – противодействие лженауке и религиозному мировоззрению; 2) была эффективна в условиях борьбы с безграмотностью и начального политического и естественно-научного (научно-технического) просвещения. Достижение советскими читателями более высокого уровня развития во второй половине 1970–1980-х гг. показало, что модель постепенно исчерпала свой потенциал. Это, в свою очередь, потребовало разработки новых форм организации библиотечного дела и технологий управления библиотечным чтением, ориентированных на хорошо образованного и активного читателя. Начало реформирования пришлось на 1990-е гг.
В статье дана краткая характеристика моделей справочно-библиографического обслуживания, получивших распространение в настоящее время. Ее цель – показать тенденции развития справочно-библиографического обслуживания в условиях внедрения информационных (а позднее – и цифровых) технологий. Прослеживая эволюцию справочно-библиографического обслуживания в аспекте расширения спектра предоставляемых информационных услуг, автор приходит к выводу, что в период внедрения информационных технологий проявилась тенденция интеграции различных видов информационных услуг и, как следствие, выход справочно-библиографического обслуживания за рамки классической модели, что требует ее корректировки с учетом информационных потребностей пользователей нового поколения. Предполагается, что, благодаря наращиванию мощности ресурсной базы обслуживания, диапазон комплексных информационных услуг исследовательского характера, направленных на широкую информационную поддержку научной, творческой и бизнес-деятельности, будет расширяться.
Статья посвящена выявлению роли вузовской библиотеки в формировании профессиональных компетенций студентов-журналистов. Актуальность проблемы связана со снижением информационных компетенций специалистов сферы массмедиа, которое отражается не только на качестве информационных потоков, но и на развитии аудитории, создающей и распространяюшей ложные концепции и фактические ошибки.
Цель исследования – определить степень влияния библиотеки на формирование элементов информационной культуры у обучающихся направления подготовки «Журналистика». Обозначены основные проблемы, возникающие при работе студентов с библиотечными технологиями, представлены пути их решения. Реализован эксперимент по формированию основ библиотечно-информационной грамотности в контексте развития навыков профессионального чтения, даны рекомендации по проведению занятий со студентами первого курса. Исследование может представлять интерес для педагогов, осуществляющих подготовку специалистов сферы массмедиа, сотрудников вузовских библиотек, специалистов, работающих с юнкорами в рамках профориентационных проектов.
С развитием цифровизации академические библиотеки все активнее используют социальные сети в качестве средства маркетинга услуг. Обзор литературы показал, что цель библиотечных коммуникаций в социальных сетях состоит в том, чтобы убедить пользователей библиотеки обратить внимание на ресурсы и услуги; студенты, со своей стороны, наиболее полезными воспринимают сообщения библиотеки в социальных сетях, связанные с поддержкой обучения, и публикации о событиях в вузе. Посредством социальных сетей библиотекари стремятся развивать отношения со своими пользователями. Проблема заключается в том, как организовать эту работу с высокой долей эффективности. Цель статьи – изложить результаты апробации программы развития представительства библиотеки в социальных сетях. Развитие ресурсов рассматривается на примере группы библиотеки вуза в социальной сети «ВКонтакте». Приводятся промежуточные результаты Программы в течение трех кварталов. На основе представленных данных фиксируется положительная динамика показателей и делается вывод, что такой показатель, как посещаемость сайта, с течением времени становится все более проблематичной, а работа с вовлеченностью пользователей в социальных сетях требует большого внимания и разносторонних подходов со стороны библиотекарей. Результаты применения маркетингового подхода по методике OKR имеют практическое значение в управлении социальными сетями библиотек всех форм организации.
Развитие информационных технологий способствовало стремительному процессу информатизации всех сфер современного общества, в том числе и библиотечно-информационной деятельности – изменились методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; были преобразованы процессы комплектования, обработки документов, сохранности фондов, стали другими формы информационно-библиотечного обслуживания. Процесс информатизации вывел деятельность библиотек мира на более высокий уровень, открыл качественно новые возможности выполнения технологических операций, работы через мобильные устройства, предоставления доступа к полнотекстовым ресурсам в удаленном режиме. Эти изменения коснулись и библиотек Республики Узбекистан. С конца 1990-х гг. начался активный процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий и автоматизации библиотек республики, который продолжается до сих пор. Цель статьи – дать оценку состояния и степени развития процесса информатизации в ведущих библиотеках Узбекистана. Приводятся результаты проведения реформ в области внедрения информационных технологий в библиотеках Республики Узбекистан. Важной задачей является анализ основных тенденций и состояния процесса информатизации в библиотечно-информационных учреждениях республики и выявление проблем в этой сфере библиотечной деятельности.
Цель исследования – изучить мнение специалистов библиотек по использованию методических ресурсов, размещаемых на сайтах и порталах библиотек, в социальных сетях и блогах, частоте обращений к ним. В статье приведены результаты этогоисследования. В качестве респондентов выступили руководители и сотрудники библиотек, представители методических служб. Всего в опросе приняли участие 754 респондента. Ответы представителей методических служб были проанализированы отдельно. В ходе исследования установлено, что респонденты для получения профессиональной информации чаще обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки. По данным опроса выявлено, что профессиональные интересы руководителей библиотек и представителей методических служб, с которыми они обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам», частично совпадают. Это записи вебинаров, полные тексты регламентирующих документов, анонсы профессиональных мероприятий, сценарии мероприятий и информация о курсах повышения квалификации.
Основное внимание специалистов библиотек сфокусировано на доступе к полным текстам сценариев для мероприятий, записях вебинаров и анонсах профессиональных мероприятий. Для сотрудников библиотек актуальным является доступ к оперативной информации, своевременно отражающей проблемы библиотек с подробными комментариями и разъяснениями.
Большинство респондентов обозначили удобство навигации и поиска информации на сайте или портале библиотеки в разделе «Профессионалам» / «Коллегам». Можно отметить мнения участников опроса, которые обозначили проблемы обращения к профессиональной информации на сайте библиотеки. Сделан вывод, что профессиональная информация, размещенная на сайтах и порталах библиотек, нуждается в структурировании и уточнении использованных предметных рубрик.
ОБЗОР 
Представлена биография известного в России библиотековеда Марии Ивановны Акилиной, подготовленная на основе автобиографии и других документов отдела кадров Российской государственной библиотеки. Характеризуются основные научные труды М. И. Акилиной. Раскрыта тематика научных работ ученого: научно-методическая деятельность библиотек, теоретические проблемы библиотековедения, национальные библиотеки республик РФ и центральные библиотеки субъектов РФ, массовые, сельские библиотеки. Названы периодические издания, в которых публиковалась М. И. Акилина, представлены ее основные работы. Рассказано о личных качествах Марии Ивановны, ее заслугах и наградах.
БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 
Цель статьи – показать результаты исследования рекомендательных библиографических ресурсов в библиотеках России для популяризации науки, продвижения научных знаний, формирования научного мировоззрения и развития научной грамотности. Были рассмотрены рекомендательные библиографические ресурсы на 87 сайтах библиотек. Выявлено 750 рекомендательных библиографических ресурсов, из них 280 (27 %) нацелено на распространение современных научных знаний. В большинстве – это непополняемые ресурсы. Установлено, что в процессе продвижения научных знаний библиотеки активнее всего используют обзоры; электронные тематические коллекции, подборки, выставки и рекомендательные списки; реже – рекомендательные библиографические указатели, путеводители, дайджесты, картотеки и библиографические справочники. Почти не используются такие традиционные виды рекомендательных пособий, как памятки, библиографические очерки, популярные библиографические энциклопедии, буклеты, альманахи. Сделан вывод, что в деятельности библиотек по распространению научных знаний рекомендательные библиографические ресурсы пока не занимают достойного места, несмотря на их решающую роль в целенаправленном и систематически организуемом самообразовательном чтении, открывающем широкие возможности для формирования научного мировоззрения.
ОБМЕН ОПЫТОМ 
В статье рассмотрены и проанализированы существующие информационные ресурсы по поддержке добровольческой деятельности (ДД). Показано, что участникам ДД часто не хватает достоверной информации о добровольчестве, которая разбросана по различным информационным ресурсам. Для удовлетворения их информационных потребностей необходимо создать единый информационный ресурс, что поможет не только мотивировать участников ДД к реализации социально значимых программ и проектов, но и привлекать к ДД новых участников. Цель статьи – предложить структуру и основные блоки информационного портала для поддержки ДД. В результате исследования выделены следующие основные блоки информационного ресурса: опыт ДД, подготовка публичных выступлений, креативное мышление, разработка и управление проектами. Данные этих информационных блоков позволят создать единый информационный ресурс для удовлетворения информационных потребностей добровольцев.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 
Проблемы правового регулирования взаимоотношений между преподавателем вуза и руководством в области создания и использования научных произведений возникают из-за недостаточной проработанности договорных отношений. В вузах культуры, помимо творческой деятельности, преподаватели должны вести исследовательскую работу, создавать научные произведения, которые могут иметь статус служебных. Для регулирования таких правоотношений рекомендуется заключать различные виды договоров. Анализ судебной практики свидетельствует о важности подробного составления документов в области трудовых отношений. Так, в трудовых договорах и должностных инструкциях может быть указан перечень работ, которые будут носить статус служебных. При размещении научных произведений в интернете необходимо оформлять договорные отношения со всеми участниками процесса, оговаривая условия использования издания, или же применять технологические инструменты защиты.
ИНФОРМАЦИЯ 
ВЫШЛИ В СВЕТ 
ISSN 2712-7931 (Online)