Справочно-библиографическое обслуживание: выход за рамки классической модели
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-14-21
Аннотация
В статье дана краткая характеристика моделей справочно-библиографического обслуживания, получивших распространение в настоящее время. Ее цель – показать тенденции развития справочно-библиографического обслуживания в условиях внедрения информационных (а позднее – и цифровых) технологий. Прослеживая эволюцию справочно-библиографического обслуживания в аспекте расширения спектра предоставляемых информационных услуг, автор приходит к выводу, что в период внедрения информационных технологий проявилась тенденция интеграции различных видов информационных услуг и, как следствие, выход справочно-библиографического обслуживания за рамки классической модели, что требует ее корректировки с учетом информационных потребностей пользователей нового поколения. Предполагается, что, благодаря наращиванию мощности ресурсной базы обслуживания, диапазон комплексных информационных услуг исследовательского характера, направленных на широкую информационную поддержку научной, творческой и бизнес-деятельности, будет расширяться.
Об авторе
М. Ю. НещеретРоссия
Нещерет Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
119019, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5
Список литературы
1. Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. 12, кн. 1. Октябрь 1917–1918 г. / Гос. арх. Рос. Федерации. Москва : РОССПЭН, 2012. 1175 с.
2. Бекжанова Н. В. Библиографическая реконструкция биографии как фактор совершенствования справочно-библиографического обслуживания : автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. 18 с.
3. Зыгмантович С. В. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной информационной среде библиотеки // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2. С. 113–121
4. Лаврик О. Л., Мохначева Ю. В., Шабурова Н. Н. Современные тенденции в информационном обеспечении научно-исследовательских работ. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. 231 с.
5. Левин Г. Л. Специализированная библиографическая служба в структуре Российской государственной библиотеки (1918–2018 годы) // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 1. С. 85–92
6. Майстрович Т. В. Услуги научной библиотеки: содержание и формы оказания // Взаимовлияние информационно-библиотечной среды и общественных наук. Москва, 2018. С. 110–117
7. Моргенштерн И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках : науч.-практ. пособие. Москва : Либерея, 1999. 79 с.
8. Прокаева О. Н., Резонова В. М. Специфика информационно-консалтинговой деятельности муниципальных библиотек // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 1. C. 32–36
9. Ревякина Н. С. Традиционные и инновационные виды библиотечного сервиса // Kant. 2015. № 4. С. 69–73
10. Салий В. В. Аналитико-синтетическая переработка фирменных веб-сайтов в справочно-библиографической деятельности библиотек : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Краснодар, 2011. 194 с.
11. Сухарева М. Н. Справочно-библиографическое обслуживание в условиях цифровой трансформации на примере центральной региональной библиотеки // Электронные ресурсы и технологии библиотек: современные решения, инновации, возможности : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 6–7 апр. 2021 г. Красноярск, 2021. С. 189–195
12. Федосова А. А. Информационно-библиографическое обеспечение субъектов научно-исследовательской деятельности: построение дефиниции // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. 2016. № 1. С. 203–211
13. Швецова-Водка Г. Н., Романуха З. В. Справочно-библиографическое обслуживание: терминологический аспект // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 71–84
14. Daniel A (2019) Best practices in roving reference services: six steps for success. Sabol College & Research Libraries News 80(1): 46–47. DOI: https://doi.org/10.5860/crln.80.1.46.
15. Definition of reference. RUSA (Reference and User Services Association), Dec. 13, 2021. URL: https://www.ala.org/rusa/guidelines/definitionsreference (accessed 19.01.2023).
16. Farkas MG (2018) Get out of the library: embedding librarians in our communities. American Libraries Magazine May 1. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/2018/05/01/embeddedlibrarians-get-out-library (accessed 15.06.2022).
17. Ford BJ (1988) Reference service: past, present, and future. College & Research Libraries News 49(9): 578–582. DOI:10.1057/hep.2014.23.
18. Frank DG, Raschke GK, Wood J and Yang JZ (2001) Information consulting: the key to success in academic libraries. Journal of Academic Librarianship 27(2): 90–96.
19. Green SS (1876) Personal relations between librarians and readers. Library Journal 1 (Oct.): 74–81. DOI:10.1057/hep.2014.23.
20. Holm ChE and Kantor S (2021) Reference is not dead: a case study of patron habits and library staffing models. Libraries and the Academy 21(2): 299–316. Lankes RD (2016) The new librarianship field guide. Cambridge, MA: MIT Press.
21. Maddox J and Stanfield L (2019) A survey of technology used to conduct virtual research consultations in academic libraries. Journal of Library & Information Services in Distance Learning 13(3): 245–261.
22. Massey-Burzio V (1992) Reference encounters of a different kind: a symposium. Journal of Academic Librarianship 18(5): 276–286.
23. Professional competencies for reference and user services librarians. RUSA (Reference and User Services Association), Sept. 7, 2017. URL: https://www.ala.org/rusa/resources/guidelines/professional (accessed 19.01.2023).
24. Reitz JM (2002) ODLIS: online dictionary of library and information science. Danbury: Western Connecticut State University. URL: http://vlado.fmf.uni-lj.si/pub/networks/data/dic/odlis/odlis.pdf (accessed 01.06.2022).
25. Service trends in ARL libraries, 1998–2018. Association of Research Libraries [website]. URL: https://www.arl.org/wp-content/uploads/2019/09/service-trends.pdf (accessed 25.01.2023).
26. Weber JE and Bowron ChR (2019) The evolving reference desk: if we scrap it, then what? Tennessee Libraries 69(2). URL: https://www.tnla.org/page/69_2_Weber (accessed 15.06.2022).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Нещерет М.Ю. Справочно-библиографическое обслуживание: выход за рамки классической модели. Библиосфера. 2023;(1):14-21. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-14-21
For citation:
Neshcheret M.Yu. Reference and Bibliographic Service: Going Beyond the Classical Model. Bibliosphere. 2023;(1):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-14-21