Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Перспективные решения проблемы снижения читательского интереса у подростков

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-22-30

Аннотация

Снижение социально-культурного статуса чтения, его вытеснение из сферы свободного времени приобретает значительные масштабы. Целью исследования стал анализ и отображение реальной картины чтения, в частности, подростковой, а также выявление возможностей и наиболее перспективных проектов библиотек в поддержке и развитии чтения. Особое внимание в исследовании этой проблемы уделяется чтению в детском и подростковом возрасте (7–15 лет), поскольку именно в этот период складывается мировоззрение и нравственные ориентиры. Уровень развития навыков чтения в этом возрасте оказывает существенное влияние на качество будущей жизни. Педагоги и библиотекари являются ключевыми фигурами в решении данной проблемы. Результаты изучения показали: для приобщения к чтению активное участие библиотекарей служит важным фактором, а библиотека для организации и формирования культуры чтения – определяющим, так как располагает богатыми фондами, достоверными ресурсами, специальными проектами по продвижению чтения и профессиональными кадрами. Актуализация исследовательских инициатив, генерирующих инновационные сведения о реципиенте текста, ориентированных на осмысление текущего состояния культуры чтения, определяет практическую ценность проведенного исследования, которое позволило выработать рекомендации для библиотек, стремящихся повысить читательский интерес подростковой и молодежной аудитории. 

Об авторе

Ю. В. Маслова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт международных отношений и востоковедения
Россия

Маслова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории и архивоведения

ул. Лево-Булачная, 44, Казань, 420111 



Список литературы

1. Бабарыкова Л. Д. Динамика читательских интересов современных школьников от первого к четвёртому классу // Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. Т. 1, № 2. С. 155–163.

2. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 42 с.

3. Васильева Е. В. Чтение как способ обретения культуры. Информационная культура молодежного чтения // Библиотеки и образование для молодежи новой формации : материалы междунар. науч.- практ. интернет-конф., Орел, 28–30 апр. 2014 г. Орел, 2014. С. 8.

4. Вихрева Г. М., Шевченко М. А. Среднестатистический «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН // Труды ГПНТБ СО РАН. 2024. № 1. С. 62–72.

5. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестник Герценовского университета. 2009. № 11. С. 24–33.

6. Каверина Н. А., Притуленко М. С., Химич В. С. Культура чтения студенчества в эпоху социальных сетей // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XVII Белорусско-Российской науч. конф., Москва, 27–28 нояб. 2024 г. Москва, 2024. С. 257–262.

7. Калинкина А. В. VI Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» // Библиотековедение. 2013. № 1. С. 56–59.

8. Карачинцева О. С. Мотивы чтения современной молодежи (по материалам города Тюмени) // Шестые Макушинские чтения : тез. докл. науч. конф., 22–23 мая 2003 г. Новосибирск, 2003. С. 250–252.

9. Ловкова Т. Б. Досуговое чтение молодежи в ста зеркалах // Социолог и психолог в библиотеке : сб. ст. и материалов. Москва, 2010. Вып. 7. С. 125– 134.

10. Макаров М. И., Мамченко А. А. Культура чтения в эпоху постграмотности: методы и приемы формирования у школьников навыков смыслового чтения // Литература в школе. 2021. № 4. С. 91–104.

11. Маслова Ю. В. Культура чтения в условиях цифрового перехода // Сфера культуры. 2024. № 2. С. 79–86.

12. Маслова Ю. В., Бакеев И. И. Культура чтения в контексте цифровой трансформации: инновации, ожидания и перспективы // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2023. № 4. С. 245–249.

13. Мыльникова Е. В., Рукосуева А. С. Особенности культуры чтения молодежи в новой медиасреде // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4, № 1. С. 138–145.

14. Новопашина Н., Папандина А. РБК: Россия вошла в тройку самых читающих стран мира // Livelib : сайт URL: https://www.livelib.ru/news/post/23879-rbk-rossiya-voshlav-trojku-samyh-chitayuschih-stran-mira (дата обращения = accessed 23.12.2024). Дата публикации = published 28.03.2017.

15. Россинская С. В. Как приучить ребенка к чтению? // Новая библиотека. 2009. № 5. С. 23–28.


Рецензия

Для цитирования:


Маслова Ю.В. Перспективные решения проблемы снижения читательского интереса у подростков. Библиосфера. 2025;(2):22-30. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-22-30

For citation:


Maslova Yu.V. Promising Solutions to the Problem of Reducing Teenagers’ Reader Interest. Bibliosphere. 2025;(2):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2025-2-22-30

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)