Неоинституциональный подход как теоретико-методологическая основа изучения библиотечной профессии
Аннотация
Статья посвящена поиску новых теоретико-методологических инструментов изучения позиции библиотечной профессии в современном обществе. В качестве альтернативы структурно-функциональному и традиционному социально-институциональному подходам в библиотековедении предлагается неоинституциональный подход и анализ библиотечной профессии как современного социального института. Доказывается, что воспроизводство библиотеки как социального института в современных условиях - это результат квалифицированной деятельности представителей библиотечной профессии, а структура библиотечных практик создается в зоне взаимодействия смыслов, норм и власти. Не структура влияет на библиотекаря, а библиотекарь как актор способен взаимодействовать со структурой или противодействовать ей, при этом воспроизводятся социальные отношения, обладающие актуальными характеристиками. Показано, каким образом ряд современных проблем библиотечного дела обусловлен противоречием между структурой, воспроизводящей библиотеку только в качестве института материальной культуры, и библиотекарем - актором, владеющим и традициями, и идеями, убеждениями, теориями нового содержания. Для изучения позиций библиотечной профессии в профессиональной структуре современного общества применяется специфический инструмент - дифференциация субъектов социального действия. На стыке неоинституционального и полисистемного подходов можно выделить минимум три пары «сильноресурсных - слаборесурсных субъектов», определяющие содержание современных библиотечных практик: распределение статусов в рамках цепочки «библиотекарь - массовый актор», дифференциацию профессионального сообщества с точки зрения статусно-ролевых различий, изучение соотношения сил в рамках всей информационной инфраструктуры общества.
Об авторе
Н. В. Лопатина
Московский государственный институт культуры
Россия
Список литературы
1. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под ред. Т. Парсонса. - М. : Прогресс, 1972. - 392 с.
2. Лопатина Н. В. Теоретико-методологические основания управления информатизацией в России : автореф. дис. … д-ра соц. наук. - М., 2008. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Avtoreferat/Avtoreferat_LopatinaN.pdf (дата обращения: 05.09.2014).
3. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. - Минск, 2002. - 374 с.
4. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М. : Акад. проект, 2000. - 880 с.
5. Полтавская Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт? : практ. пособие. - М., 2009. - 176 с.
6. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М. : Книга, 1981. - 255 с.
7. Столяров Ю. Н. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. - 1999. - № 7/12. - С. 20-33.
8. Фирсов В. Р. Библиотека как социальный институт. Теоретико-методологические аспекты повышения ее роли в развитом социалистическом обществе : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Л., 1984. - 15 с.
9. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. Серия 2. - 1976. - № 1. - С. 3-6.
10. Ядов В. А. Современная социологическая теория как концептуальная база исследований российских трансформаций. - СПб., 2009. - 138 с.
Для цитирования:
Лопатина Н.В.
Неоинституциональный подход как теоретико-методологическая основа изучения библиотечной профессии. Библиосфера. 2015;(2):28-32.
For citation:
Lopatina N.V.
The neoinstitutional approach as a theoretical-methodological basis for studying the library profession. Bibliosphere. 2015;(2):28-32.
(In Russ.)
Просмотров:
354