Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 2 (2015)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

3-9 12
Аннотация
Представлены результаты исследования по оценке баз данных и других источников информации, а также различных методов их исследования, применяемых в библиотековедении с целью ранжирования научной продуктивности библиотековедов США, а также преподавателей факультетов библиотековедения и информационных технологий. Идентифицированы методы и подходы к высокоточному ранжированию научной продуктивности или публикационной активности библиотековедов и преподавателей библиотечных вузов.
10-14 13
Аннотация
В соответствии с философскими представлениями о научном законе рассмотрены законы и тенденции документологии и библиотечного дела.

ОБМЕН ОПЫТОМ

103-108 17
Аннотация
Проанализированы состояние и проблемы организации работы центральной библиотеки Нижегородской области с книжными памятниками. Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина (НГОУНБ) располагает значительным собранием редких и ценных изданий и ведет масштабную и систематическую работу по выявлению, изучению и популяризации книжных памятников. Одно из основных направлений работы библиотеки с подобного рода документами - научно-методическое. Выполняя функции регионального центра по работе с книжными памятниками, НГОУНБ осуществляет комплекс мероприятий по ведению регионального Свода книжных памятников («Свод книжных памятников Нижегородской области») и пополнению Общероссийского каталога книжных памятников информацией о нижегородских фондодержателях и книжных памятниках.

ДИСКУССИИ

95-97 17
Аннотация
Анализируются и критически оцениваются практика проведения «библионочей» и «библиосумерек».
98-101 15
Аннотация
Раскрываются особенности этики поведения методистов библиотек, ее специфика в процессе оказания методическими службами консультативной помощи. Вводится понятие «профессиональный менталитет методистов», обосновывается его содержание, значение для развития и взаимодействия с библиотеками, создания атмосферы успеха.

ИНФОРМАЦИЯ

КНИГОВЕДЕНИЕ

47-52 19
Аннотация
Рассматриваются актуальные для современной практики виды мемуарно-автобиографических изданий. Уточняются типологические характеристики, связанные с появлением новых информационных технологий и, как следствие, способов коммуникации. Группу таких изданий образуют не только традиционные книжные издания, но и онлайн-тексты, поскольку они представляют собой самостоятельные публикации и/или зачастую становятся источником традиционной книги. В основе рабочей типологии мемуарно-автобиографических изданий - жанровые признаки текста с учетом следующих категорий: «актуализация прошлого», «автоописание», «материальная конструкция издания» (печатная или электронная) и др.
53-58 20
Аннотация
Тема «война и книга» очень многогранна. За семьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны опубликованы десятки работ, посвященных различным аспектам книгоиздательской деятельности и специфике социального бытования книги в условиях фронта и тыла. Авторы убеждают, что книга была активным участником всенародного противостояния захватчикам, действенным средством мобилизации духовных сил на борьбу с врагом и способом проведения фронтового досуга. Более детально изучены вопросы выпуска массово-политической и художественной литературы. Темами специальных исследований стала специфика отраслевого книгоиздания, сделаны попытки изучить книжное дело военных лет в рамках отдельных регионов. Сегодня книги военных лет остаются хранителями исторической памяти, наряду с архивными документами являются важными источниками при воссоздании событий того времени. Вместе с тем история выпуска, распространения и использования книг, брошюр и других печатных изданий в условиях войны нуждаются в специальном изучении.
59-63 17
Аннотация
Рассмотрены тенденции становления российского книжного рынка цифровой дистрибуции в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. Выявлены и охарактеризованы основные каналы распространения электронных изданий. Обозначены прогнозы дальнейшего развития рынка продвижения электронного контента.
64-68 11
Аннотация
Представлена характеристика отечественной историографии исследований русско-немецких связей в области книжного дела. На основе анализа источников установлена их тематическая направленность, выделены характерные особенности совокупности имеющихся публикаций и определены лакуны в исследовании истории данного вопроса. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к исследованию русско-немецких книжных контактов в историко-культурном контексте.
69-75 18
Аннотация
Впервые изложена история издательской деятельности крупного научного подразделения Российской академии наук (РАН). Редакционно-издательский отдел Коми научный центр Уральского отделения (НЦ УрО) РАН является лидером научного книгоиздании в Республике Коми, его продукция соответствует лучшим издательским традициям РАН.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

15-21 23
Аннотация
Рассмотрены стадии развития маркетинга вообще и библиотечного маркетинга в частности. Перспективы развития библиотечного маркетинга в России зависят от проекта Национальной электронной библиотеки и концепции маркетинг 3.0. Показана историческая преемственность библиотечного маркетинга и библиотечной педагогики.
22-27 14
Аннотация
В статье показано изменение отношения в научном сообществе к научной школе в связи с появившимися программами поддержки научных школ и включением школ в перечень критериев аттестации вузов и исследовательских институтов. Особое внимание уделено библиотечно-информационной науке. Говорится о существовании двух центров по изучению проблем формирования и развития научных школ в библиотечно-информационной науке, которые сложились в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Подчеркивается, что для характеристики научных школ важно отказаться от понимания научной школы как коллектива ученых, работающих в одном научном подразделении; не считать представителями научной школы всех, кто защитил диссертацию под руководством того или иного ученого; принять положение о том, что научная школа не вечна (школы возникают и умирают, на их месте возникают новые). Отмечается, что для определения наличия научной школы необходимо разработать критерии, которые в науках библиотечно-информационного цикла могут быть смягчены по сравнению с общепринятыми в силу относительной молодости наук, узости профессионального сообщества и т. п. Именно такие критерии, принятые профессиональным сообществом, и могут стать фундаментом для дальнейшего изучения научных школ в библиотечно-информационной науке.
28-32 11
Аннотация
Статья посвящена поиску новых теоретико-методологических инструментов изучения позиции библиотечной профессии в современном обществе. В качестве альтернативы структурно-функциональному и традиционному социально-институциональному подходам в библиотековедении предлагается неоинституциональный подход и анализ библиотечной профессии как современного социального института. Доказывается, что воспроизводство библиотеки как социального института в современных условиях - это результат квалифицированной деятельности представителей библиотечной профессии, а структура библиотечных практик создается в зоне взаимодействия смыслов, норм и власти. Не структура влияет на библиотекаря, а библиотекарь как актор способен взаимодействовать со структурой или противодействовать ей, при этом воспроизводятся социальные отношения, обладающие актуальными характеристиками. Показано, каким образом ряд современных проблем библиотечного дела обусловлен противоречием между структурой, воспроизводящей библиотеку только в качестве института материальной культуры, и библиотекарем - актором, владеющим и традициями, и идеями, убеждениями, теориями нового содержания. Для изучения позиций библиотечной профессии в профессиональной структуре современного общества применяется специфический инструмент - дифференциация субъектов социального действия. На стыке неоинституционального и полисистемного подходов можно выделить минимум три пары «сильноресурсных - слаборесурсных субъектов», определяющие содержание современных библиотечных практик: распределение статусов в рамках цепочки «библиотекарь - массовый актор», дифференциацию профессионального сообщества с точки зрения статусно-ролевых различий, изучение соотношения сил в рамках всей информационной инфраструктуры общества.
33-36 15
Аннотация
Рассматриваются актуальные и постоянные проблемы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников (музыкантов, артистов, художников, литераторов и т. д.). Отмечаются противоречия между информационными потребностями творческих работников и современной системой информационно-библиотечного обслуживания. Раскрывается специфика информационных потребностей, информационного поведения, информационного самообслуживания и информационной культуры творческих работников как особой социально-профессиональной группы. Выявлена роль информатизации культуры в изменении системы социальных коммуникаций, в которой реализуется потенциал творческих работников. Исследуется динамика их информационных потребностей и ставится задача адекватного реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания. Автор не ограничивается констатацией необходимости развития системы отраслевых электронных информационных ресурсов. Библиотека рассматривается как один из институтов арт-менеджмента, создающий условия для эффективной деятельности в сфере культуры и искусств в результате удовлетворения триединства информационных потребностей творческих работников: в информации общекультурного и профессионального характера; формировании персонального фрагмента информационных ресурсов по искусству; организации обратной связи с реципиентом. Предлагаемая концепция заключается в предоставлении новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих коллекции по искусству как виртуальных, так и традиционных.
37-45 17
Аннотация
Представлен опыт деятельности вузовских электронных библиотек (ЭБ) г. Омска по результатам социологического исследования. Проанализированы аспекты в организации омских ЭБ, выявлены проблемы в организации коллекций и соблюдении законодательства, определены условия комфортности и удобства работы с ресурсами, а также перспективы развития ЭБ вузов города.

ИНФОРМАТИКА

79-85 13
Аннотация
Представлены этапы развития автоматизированных информационных технологий (АИТ) начиная с активного их применения в библиотечно-информационной деятельности с начала 1980-х гг. Процесс их внедрения в библиотеках показан на опыте автоматизации нескольких крупных библиотек (БЕН РАН и ГПНТБ СО РАН). На основании исследований последних лет приведен общий перечень информационных электронных продуктов и услуг, доступных через сайт библиотеки по следующим группам: справочно-поисковый аппарат (СПА), полнотекстовые и оцифрованные издания, библиографическая продукция, интернет-проекты, библиотечные, библиографические и образовательные услуги, интернет-сервисы. В 2014 г. на базе ГПНТБ СО РАН в рамках проекта НИР «Развитие системы документных информационно-библиотечных ресурсов и сервисов как основы для информационного обеспечения научных исследований СО РАН» исследовалось современное состояние программно-технологической базы, используемой для создания продуктов, услуг и сервисов через сайт библиотеки. Был изучен опыт 45 федеральных, национальных, республиканских и вузовских библиотек России. Отбор ресурсов проводился по определенным критериям (технология доступа, происхождение, наличие системы поиска, формат и др.). При оценке ПО учитывались: стоимостной аспект, право собственности, а также набор новых функций и инструментов, имеющихся в программе.
86-94 18
Аннотация
Проанализированы российские институциональные и тематические репозитории. Выявлены общие и специфические характеристики для систематизации и классификации репозиториев открытого доступа: тип (вид) репозитория, тип и характер деятельности учреждения, характер данных, доступ, протокол OAI-PMN, политика метаданных, программное обеспечение, условия соблюдения авторского права, возможность самоархивации данных и многоаспектного поиска, категория пользователей. Выделены специфические свойства, отличающие репозитории от других видов информационно-поисковых систем. Изучены различные определения понятия «репозиторий» и предложено его новое определение.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)