Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Еще раз о научной школе в библиотечно-информационной науке

Аннотация

В статье показано изменение отношения в научном сообществе к научной школе в связи с появившимися программами поддержки научных школ и включением школ в перечень критериев аттестации вузов и исследовательских институтов. Особое внимание уделено библиотечно-информационной науке. Говорится о существовании двух центров по изучению проблем формирования и развития научных школ в библиотечно-информационной науке, которые сложились в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Подчеркивается, что для характеристики научных школ важно отказаться от понимания научной школы как коллектива ученых, работающих в одном научном подразделении; не считать представителями научной школы всех, кто защитил диссертацию под руководством того или иного ученого; принять положение о том, что научная школа не вечна (школы возникают и умирают, на их месте возникают новые). Отмечается, что для определения наличия научной школы необходимо разработать критерии, которые в науках библиотечно-информационного цикла могут быть смягчены по сравнению с общепринятыми в силу относительной молодости наук, узости профессионального сообщества и т. п. Именно такие критерии, принятые профессиональным сообществом, и могут стать фундаментом для дальнейшего изучения научных школ в библиотечно-информационной науке.

Об авторе

Т. В. Захарчук
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия


Список литературы

1. Александров Д. А. Научные школы как социальные сети // Академические научные школы Санкт-Петербурга. К 275-летию Академии наук. - СПб., 1998. - С. 11-18.

2. Бахтина Е. В. Территориальные и пространственные границы научно-педагогической школы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 279-281.

3. Воверене О. И., Вилкина О. П., Рингайтите Д. А. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике // Научные и технические библиотеки СССР. - 1989. - № 2. - С. 11-18.

4. Гейденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М. : Наука, 1980. - 567 с.

5. Дежина И. Г., Киселева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. - М. : ИЭПП, 2009. - 164 с.

6. Залгаллер В. А. Об этапах развития научной школы // Академические научные школы Санкт-Петербурга. К 275-летию Академии наук. - СПб., 1998. - С. 90-91.

7. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении: проблемы формирования и идентификации. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2013. - 240 с.

8. К вопросу о научных школах в библиотековедении / А. Н. Ванеев [и др.] // Библиосфера. - 2014. - № 4. - С. 3-12.

9. Кожевникова Л. А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 22-25.

10. Кожевникова Л. А. Научные школы в библиотековедении и библиографоведении как фактор прогресса российского библиотечного сообщества (подходы, методы, модели) // Гуманитарные науки Сибири. - 2013. - № 3. - С. 70-75.

11. Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Научные школы книговедческого и библиотечно-информационного профиля: признаки идентификации // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 12. - C. 45-54.

12. Макеева О. В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса // Библиотековедение. - 2014. - № 3. - С. 23-29.

13. Мягков Г. П. О специфике научной школы в системе гуманитарного знания // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. - Казань, 2000. - С. 114-118.

14. Окон Е. Б. Нужна ли научная школа в эпоху перемен? - URL: http://mncipi.narod.ru/n034.htm (дата обращения: 05.12.2014).

15. Орлов В. В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело - 2013 : материалы XVIII междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2013 г.). - М., 2013. - Ч. 1. - С. 79-82.

16. Столяров Ю. Н. Юбилейное заседание общетеоретической секции // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 1. - С. 5-14.

17. Шабалина М. В. Книговедение: опыт региональных изысканий : учеб.-метод. пособие. - М. : Либерея-Бибинформ, 2006. -160 с.

18. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. - М., 1977. - С. 7-96.


Рецензия

Для цитирования:


Захарчук Т.В. Еще раз о научной школе в библиотечно-информационной науке. Библиосфера. 2015;(2):22-27.

For citation:


Zakharchuk T.V. Once again on a research school in the library-information science. Bibliosphere. 2015;(2):22-27. (In Russ.)

Просмотров: 253


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)