Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ДИСКУССИИ

5-16 575
Аннотация

Представлены результаты исследования магистерских программ по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность», выявлены их недостатки с точки зрения формирования книговедческих компетенций. Выдвинута новая формулировка объекта общего книговедения, отражающая его современную сущность «автор – письмо – текст – чтение – читатель», сообразно которому предложена структура магистерского учебника. Анализируются проблемы историографии, научного метода и методологии книговедческих исследований. Медиалогический подход в широком контексте гуманитарного дискурса рассматривается в качестве основного при подготовке учебника.

ОБЗОРЫ

17-31 346
Аннотация

Проблемы книгораспространения являются менее разработанными по сравнению с другими отраслями книжного дела. В большинстве работ книгораспространение не было предметом самостоятельного комплексного изучения, а рассматривалось в обобщающих трудах как элемент книжного дела, книжной культуры, книжного бизнеса отдельного региона в разные исторические периоды; либо предметом изучения являлись некоторые его аспекты. На основе хронологического и концептуального подходов в статье обобщена историографическая информация об основных принципах функционирования каналов реализации печатной продукции в Сибирско-Дальневосточном регионе в советский и постсоветский периоды. Статья освещает историографию проблемы в рамках книговедческих энциклопедических, научных и учебных изданий; характеризует вклад отдельных ученых-книговедов в разработку проблематики; обобщает аспектные исследования распространения книги; описывает региональные историко-книговедческие работы. Целью статьи является анализ имеющегося историографического массива по проблеме, задачами – определение направлений исследований, ставших традиционными; выявление наименее изученных вопросов для их дальнейшей проработки. Актуальность и важность проведенного историографического анализа определяются, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью темы, отсутствием фундаментальных исследований, важностью комплексного обобщения и анализа разрозненных и фрагментарных общекниговедческих и прикладных исследований и материалов; с другой – необходимостью выявления закономерностей и особенностей, проблем и тенденций развития книгораспространения, обусловленной его важной ролью в продвижении книги и чтения, в развитии инфраструктуры для чтения региона и страны в целом. Автор приходит к выводу, что, несмотря на большое количество публикаций, они не формируют целостного представления о книгораспространении в регионе как важной части книжного бизнеса и элементе инфраструктуры для чтения

МИР БИБЛИОТЕК

32-40 1158
Аннотация

Распространение научных знаний сегодня – одна из актуальных социальных задач. В рамках взаимодействия науки и общества представителями научной среды создается информационный контент, распространение которого становится задачей социальных институтов, в том числе и библиотек. В статье дается углубленный анализ части результатов опроса читателей публичных библиотек, касающихся возможности участия последних в коммуникации науки и общества в любой возможной форме. Материалом для исследования послужил анкетный опрос об отношении читателей публичных библиотек к науке, проведенный в марте – апреле 2022 г. в рамках НИР «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом». Изучается мнение читателей публичных библиотек Новосибирска, касающееся приоритетных способов получения информации о научных достижениях, посещении научно-популярных мероприятий и возможностях доступа к современным научным знаниям через библиотеку, при этом значительное внимание уделяется массовому мероприятию как форме взаимодействия коммуникаторов в сфере науки с социумом. В исследовании были сделаны следующие выводы: читатели публичных библиотек лояльно относятся к потенциалу библиотек для развития коммуникации науки и общества; для них библиотека как средство получения информации по значимости уступает лишь интернету; библиотеку можно рассматривать как одну из площадок для посещения научно-популярных мероприятий, и ее усилия по укреплению коммуникативных связей между наукой и обществом должны быть направлены на более активное сотрудничество с представителями научного мира.

41-48 433
Аннотация

Статья посвящена результатам социологического исследования, проведенного в рамках инновационного образовательного проекта «Федеральная инновационная площадка “Академия библиотечно-информационного мастерства”» Самарского государственного института культуры. Проект направлен на создание новой модели системы повышения квалификации и развитие творческого потенциала библиотечно-информационных специалистов Самарского региона. Анализ этой системы и определение перспектив ее развития позволят спроектировать новую дополнительную образовательную программу «Современная библиотека в условиях цифрового пространства». Также требует решения проблема совершенствования системы повышения квалификации библиотечно-информационных специалистов муниципальных библиотек в контексте формирования новых профессиональных компетенций в условиях цифровой среды и притока в библиотечные учреждения специалистов с непрофильным образованием.

49-56 420
Аннотация

Представлены итоги проекта «Библиотека нового поколения творческого вуза» в рамках федерального проекта «Творческие люди», выполненного в Кемеровском государственном институте культуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в части реализации программного и технического обеспечения. Цели и задачи проекта: создание комфортной среды для обучающихся, организация доступной среды для обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение RFID-системы, цифровых технологий для формирования цифровых компетенций обучающихся и совершенствования цифровой информационной среды вуза. Рассмотрено программное и техническое оборудование, результаты его эксплуатации. Изложены практические результаты реализации проекта: введение новых услуг на базе библиотеки, эдвокаси-мероприятия, публикации в профессиональной печати, включение в учебный план факультатива «VR-проектирование», формирование цифрового контента (электронная библиотека нотных изданий, 3D-моделирование), перевод фонда библиотеки на RFID-технологию. Показаны перспективы проекта: эксперименты в области работы с информационным сопровождением науки и образования, формирование открытого информационного пространства, в том числе за счет работы с новыми типами данных; обогащение учебного опыта студентов вуза за счет создания насыщенной образовательной среды в физическом и виртуальном пространстве.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

57-65 365
Аннотация

В статье изложены результаты изучения коллекции редких книг и рукописей библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии. Дана характеристика коллекции, история ее формирования. Основу собрания составил книжный фонд Свердловского епархиального управления и книги из частных пожертвований. Коллекция рукописных книг включает четыре экземпляра XVI в.: Острожскую Библию и три издания Андроника Тимофеева Невежи – Апостол 1597 г. и два Октоиха (2-я часть) 1594 г. В фонде более сорока изданий XVII в.: в основном Московского печатного двора и три «литовских» – «опальное» Евангелие учительное Кирилла Транквиллиона, 1619 г.; Синопсис Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Октоих второй половины XVII в. Самая ранняя рукопись – Евангелие 1630–1660 гг., составленное в Галиции, с многочисленными пометками владельца. XVIII в. представлен главным образом старообрядческими богослужебными и «четьими» сборниками смешанного состава. Среди рукописей XIX в. преобладают сборники с канонами, акафистами, богослужебными уставами. Православная письменная традиция XIX–XX вв. представлена учебной литературой и нотными партитурами. Итогом исследования станет подготовка каталогов рукописных книг XVII–XX вв. и книг старой печати XVI–XVII вв. из собрания библиотеки.

66-74 294
Аннотация

Статья посвящена утраченной в 1918 г. библиотеке Оренбургской духовной семинарии. Ее основу составляли книги духовного и религиозного содержания. Целью реконструкции библиотеки является создание ее примерного каталога на момент закрытия семинарии. В статье описаны разделы каталога: Священное Писание, Догматическое богословие, Гомилетика, Пастырское богословие, Нравственное богословие, Аскетика, Экуменизм, Христианская апологетика, Расколоведение, История нехристианских религий, История РПЦ, – в которых отражены 35 экземпляров физически сохранившихся до наших дней книг. Все они являются памятниками книжной культуры и дают представление как о репрезентативности самой утраченной библиотеки, так и о подготовке священнослужителей к миссионерской деятельности в Оренбургской православной епархии.

75-82 315
Аннотация

Статья посвящена владельцам русских личных библиотек Туркестанского края (конец XIX – начало XX в.), которые внесли большой вклад в создание Туркестанской публичной библиотеки, ставшей на территории современного Узбекистана первой публичной библиотеки европейского типа. Цель статьи – представить биографии владельцев русских личных библиотек Туркестанского края, а также историю формирования, тематическое содержание и степень изученности их книжных собраний. Рассматриваются особенности формирования русских личных библиотек, состав и оформление библиофильских собраний, разнообразие владельческих признаков. Сделан вывод об исключительной значимости русских личных книжных собраний Туркестанского края как ценного источника для изучения русской книжной культуры и социально-культурного развития региона.

83-91 378
Аннотация

Влияние конфуцианских идей на интеллектуальную жизнь в России XVIII в. изучено недостаточно и нуждается в более детальном исследовании. Статья посвящена исследованию текста «Описание жизни Конфуция, китайских философов начальника». Цель статьи – выявление предпосылок создания, анализ перевода этого текста и установление его связи с идеями эпохи Просвещения. Было выявлено, что «Описание жизни Конфуция…» представляет собой собрание выдержек из текстов «Лунь юй» и «Чжун юн» конфуцианского «Четверокнижия», латинский перевод которого был помещен в «Confucius Sinarum philosophus, sive Scientia Sinensis» («Конфуций, философ китайцев, или Китайская наука») – труде, в котором впервые систематизированно изложены традиционные китайские философские учения. Характер выдержек, принцип их группирования по главам, а также тематика глав свидетельствуют о том, что «Описание жизни Конфуция…» могло выступать в качестве поучения молодым людям, готовящимся к государственной службе. Такое назначение «Описания жизни Конфуция…» представляется наиболее вероятным, если также учесть имевшую место в интеллектуальной среде XVIII в. тенденцию к составлению руководств по воспитанию молодежи, соответствующих идеалам Просвещения.

НАУКА В ЦИФРАХ

92-100 287
Аннотация

Научное изучение Арктики – географически обусловленная область много- и междисциплинарных исследований, анализ развития которых на глобальном и национальном уровнях представляет интерес для библиометрической аналитики. Основой для такого анализа может служить информация о производимом в мире научном знании, которую аккумулируют библиографические базы данных (БД) разного уровня. Цель статьи – дать сравнительную оценку степени охвата арктической тематики в трех известных БД: Web of Science Core Collection, Google Scholar и ВИНИТИ РАН; выполнить библиометрический обзор арктических исследований (в мире и в России), используя глобальную политематическую БД Web of Science Core Collection и отечественную БД ВИНИТИ РАН. На основе специально сформированной выборки публикаций, проиндексированных в БД Web of Science Core Collection за 1980–2020 гг., оценены масштаб производства научного знания об Арктике, вклад наиболее значимых стран – участниц исследований, включая Россию; показана высокая степень международной научной кооперации. Выявлен топ-10 наиболее продуктивных в изучении Арктики российских городов, оценен публикационный вклад сибирских ученых, заметно нарастивших свою активность с 2014 г. С помощью БД ВИНИТИ РАН, имеющей больший охват российских публикаций, охарактеризована тематика работ, связанных с изучением сибирского региона Арктики. В частности, показано, что большая часть из них за последние три года направлена на проблемы геологии, решение задач экономики и энергетики.

101-122 518
Аннотация

В последние несколько десятилетий научная коммуникация все шире осуществляется посредством академических социальных сетей. Целью статьи является рассмотрение академических социальных сетей как инструмента исследования и как объекта изучения в научных публикациях. Проведено наукометрическое исследование документопотока по проблеме «научные социальные сети» (НСС), представленного в Web of Science (1216 документов). Установлено, что исследуемый информационный массив содержит не только публикации, в которых НСС являются объектом исследования, но и статьи, в которых НСС указываются как источники библиографических данных для проведения систематического обзора или метаанализа (преимущественно в медицине); либо как репозиторий экспериментальных данных. Показано, что публикации в БД WoS появляются с 2005 г. США, Вуллвертонский университет (Великобритания) и Телволл М. – страна, организация и автор – лидирующие по числу публикаций по проблеме НСС. Журналы, в которых опубликованы документы исследуемого массива, отнесены к областям: Информатика; Информатика и библиотечное дело; Машиностроение; Инженерия и технологии. Четыре из 10 наиболее часто цитируемых публикаций по НСС посвящены альтметрикам. Анализ коцитирования документов, выполненный с использованием программы для наукометрических исследований свободного доступа CiteSpace, позволил выявить основные исследовательские фронты: на заре появления НСС в информационном пространстве ученые обсуждали «рекомендации сообщества», соотношение «профессиональное индексирование контента/фольксономия» и «проблему холодного старта». По мере развития НСС основным предметом научных исследований стали альтернативные метрики, применяемые в НСС. Последнее утверждение подтверждается анализом сочетаемости слов, также выполненным с использованием CiteSpace. Показано, что наиболее частотными ключевыми словами исследуемого документопотока являются «альтметрики», «влияние» и «цитирование».

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

123-132 268
Аннотация

Социокультурный аспект современного национального книгоиздания связан с изменением роли книги в обществе. Исследование развития детской книги Удмуртии за 1847–2010 гг., анализ ее репертуара, включающего более 3000 библиографических записей, с различных позиций показал, что в рассматриваемый период детская книга развивается весьма неравномерно. Изучением тенденций генезиса серийных изданий для детей Удмуртии ранее никто не занимался. Анализ данной проблемы поможет выявить направленность издательского репертуара, целевой и читательский адрес детской книги в разные периоды ее развития, а также обогатить знания по истории книги края и повысить интерес к национальной и отечественной культуре республики.
Целью данной статьи является исследование тенденций развития книжных серий для детей и юношества Удмуртской Республики на протяжении всего ее исторического существования с XIX до начала XXI в.
Исследование репертуара детских книг Удмуртии позволило выявить 80 серий, адресованных детям всех возрастов, начиная с дошкольного и заканчивая старшеклассниками. Нами были рассмотрены все издания в составе изученных серий, их целевое и читательское назначение; определено количество серий в каждый временной отрезок, количество изданий серий и общий тираж; прослежены истоки возникновения серии на фоне исторических событий. Практическое значение такого исследования заключается в том, что оно позволяет всесторонне изучить процесс регионального и национального книгоиздания Удмуртии, учесть опыт прошлого и усовершенствовать издательский репертуар современности.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)