Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

НАУКА В ЦИФРАХ 

3-15 610
Аннотация

Для изучения академической мобильности предложен новый метод, который выстраивает историю смены мест деятельности, городов и стран проживания автора по его публикациям. Метод был применен для изучения академической мобильности в отношении публикаций российских исследователей, проиндексированных в БД Scopus в 2000–2019 гг. Показано, что депрессивный процесс «утечки мозгов» в России в 2015 г. преобразовался в процесс «циркуляции мозгов», когда количество иммигрантов и эмигрантов в науке стало сопоставимым. В 2007–2011 гг. больше всего ученых уезжало в европейские страны (в частности, Германию) и в США. В 2015–2016 гг. отток был скомпенсирован выросшим примерно в два раза количеством ученых, приехавших в Россию из стран СНГ. Внутрироссийская миграция исследователей на 76% связана с Москвой, куда из регионов приезжают больше, чем в них уезжают. Выделяются также Санкт-Петербург, где наблюдается равномерный приток ученых из других регионов, компенсирующий количество уехавших в столицу, и Новосибирская область, являющаяся центром миграционных процессов Уральского и Сибирского федеральных округов и крупнейшим «донором» для других территорий. При этом во всех трех научных центрах отток исследователей за рубеж в 2012– 2016 гг. заметно превышал их приток из других регионов. В остальных субъектах РФ академическая мобильность в указанные годы была заметно слабее. 

16-24 54
Аннотация

Труд основоположника концепции свободы как негосподства (Non-Domination) Филипа Петтита «Republicanism: a theory of freedom and government» 1997 года и сегодня вызывает множество дискуссий в обществе. Активное цитирование работы (по версии Scopus – 1939 ссылок, Google Scholar – 4682 ссылок (июль 2020)) позволяет изучить ее влияние на современные представления о политической свободе среди зарубежных авторов. Выборка из цитирующих работу Ф. Петтита публикаций, проиндексированных БД Scopus, стала предметом пристального изучения с позиции цитирования документа как меры научной значимости. В данном исследовании предпринята выявить публикации, как критикующих концепцию Non-Domination, так и работы, результаты которых не вызывают существенных сомнений в ее ценности, используя различные подходы к отбору документов. Для исследования цитирующих публикаций был применен кластерный и контент-анализ. В результате пристального изучения выборочной группы публикаций, ссылающих на труд Петтита, был выявлен лишь небольшой процент работ, когда концепция свободы подвергается сомнению или наоборот подтверждает позицию авторов. Большинство изученных работ выражают нейтральное отношение к концепции.  Визуализированная программой VOSviewer сеть цитирований, с учетом «bibliographic coupling», позволила выявить группы философов, имеющих свое ярко-выраженное отношение к понятию политической свободы.

МЕТОДОЛОГИЯ НИР 

25-42 132
Аннотация

Вопросы «почему» и «зачем» науки о науке (SciSci) Наука о науке (SciSci) основана на трансдисциплинарном подходе, который использует большие массивы данных для изучения механизмов, лежащих в основе научного исследования, – от выбора исследовательской проблемы до карьерных траекторий и прогресса в той или иной области. В обзоре Fortunato et al. объясняют, что основное обоснование заключается в том, что благодаря более глубокому пониманию предшественников того, что такое эффективная наука, можно будет разработать системы и политику, которые улучшат способности каждого ученого к успеху и повысят перспективы науки в целом.

Предпосылки. Растущая доступность цифровых данных о ресурсах науки и ее результатах – от финансирования исследований, производительности и сотрудничества до цитирования статей и мобильности ученых – открывает беспрецедентные возможности для изучения структуры и эволюции науки. Наука о науке (SciSci) предлагает количественное понимание взаимодействий между учеными в различных географических и временных масштабах. Она дает представление об условиях, лежащих в основе творчества и генезиса научных открытий, для того, чтобы в результате разработать инструменты и политику, которые потенциально могут ускорить развитие науки. В последнее десятилетие SciSci получила пользу от того, что привлекла ученых, работающих в области естественных, вычислительных и социальных наук, которые, базируясь на больших данных (big data), вместе создали возможности для эмпирического анализа и генеративного (выводного) моделирования, которое отражает развитие науки, ее институтов и ее рабочей силы. Суть SciSci состоит в том, что с более глубоким пониманием факторов, которые движут успешной наукой, мы можем более эффективно решать экологические, социальные и технологические проблемы.

Достижения. Науку можно описать как сложную, самоорганизующуюся и развивающуюся сеть ученых, проектов, статей и идей. Это представление раскрыло закономерности, характеризующие возникновение новых научных областей, благодаря изучению сетей сотрудничества и путей впечатляющих открытий через изучение сетей цитирования. На микроскопических моделях была прослежена динамика накопления цитируемости, что позволило нам предсказать будущее влияние отдельных статей. SciSci выявила выбор ученых и компромиссы, с которыми они сталкиваются, продвигаясь как по своей собственной карьере, так и по научному горизонту. Например, измерения показывают, что ученые не склонны к риску, предпочитая изучать темы, связанные с их текущим опытом, что ограничивает потенциал будущих открытий. Те, кто готов нарушить эту модель, строят более рискованную карьеру, но с большей вероятностью совершают крупные прорывы. В целом наибольший эффект науки основан на обычных комбинациях предшествующих работ, но характеризуется и необычными комбинациями. Наконец, поскольку фокус исследований смещается на работу в команде, SciSci все больше фокусируется на влиянии командных исследований, обнаруживая, что небольшие команды, как правило, разрушают науку и технику новыми идеями, опирающимися на старые и менее распространенные идеи. И наоборот, большие команды, как правило, разрабатывают новые, популярные идеи, получая высокий, но часто недолговечный эффект.

Прогноз. SciSci предлагает глубокое количественное понимание структуры отношений между учеными, институтами и идеями, поскольку это облегчает идентификацию фундаментальных механизмов, ответственных за научные открытия. Эти междисциплинарные выводы, основанные на данных, дополняются вкладом смежных областей, таких как наукометрия, экономика и социология науки. Хотя SciSci стремится к длительным универсальным законам и механизмам, применимым в различных областях науки, основная задача заключается в учете неоспоримых различий в культуре, привычках и предпочтениях в различных странах и областях науки. Эта вариативность делает некоторые идеи трудными для понимания, а связанную с ними научную политику – трудной для реализации. Различия в вопросах, данных и навыках, специфичных для каждой дисциплины, предполагают, что дальнейшее понимание может быть получено из предметных исследований SciSci, которые моделируют и идентифицируют возможности, адаптированные к потребностям отдельных областей исследований.

Реферат. Определение фундаментальных движущих сил науки и разработка прогнозных моделей для отражения ее эволюции играют важную роль в разработке политики, которая может улучшить науку как сектор экономики – например, за счет расширения карьерных путей для ученых, улучшения оценки эффективности организаций, проводящих исследования, открытия новых эффективных механизмов финансирования и даже выявления перспективных фронтов вдоль научных границ. Наука о науке использует крупномасштабные данные о производстве науки для поиска универсальных и ­предметноспецифических закономерностей. Здесь мы рассмотрим последние достижения в этой трансдисциплинарной области.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

43-53 93
Аннотация

Современные трансформации медиа1 сопровождаются изменениями пространственно-временных характеристик социального взаимодействия, в центре которых находятся традиционные и новые способы фиксации и передачи идей, их материализация посредством различных коммуникационных каналов. Это обусловливает потребность в актуализации исследований, разработке новых подходов, уточнении объекта и предмета дисциплин медиалогического цикла, в том числе книговедения.

Исследованием установлены основные проблемы современного российского книговедения: ограниченность рамками морально устаревших подходов (структурно-типологического, функционального, документографического), отрыв от динамично меняющейся международной социально-гуманитарной повестки, функционирование закрытой системы научной коммуникации. Среди других проблем – методологическая клишированность, ограниченное использование социологических методов, медленная дигитализация книговедческих исследований.

Современное понимание производства и распространения символических форм как неструктурированной и нелогичной системы требует принципиально новых исследовательских подходов, расширения методологического инструментария, кросс-дисциплинарного изучения теории и истории книжного дела. Цель статьи – формирование концепции нового книговедения, в качестве объекта которого следует рассматривать систему с ярко выраженной обратной связью «автор – письмо – текст – чтение – читатель».

Предложена система проектов, направленных на практическую реализацию концепции: разработка медиалогического подхода в книговедении; междисциплинарное исследование истории читателя и чтения в России; формирование самостоятельного научного направления – социологии книги – и проектирование одноименной образовательной дисциплины; подготовка современного книговедческого учебника для высшей школы. 

54-62 126
Аннотация

В статье описываются качественные методы обследования современных библиотечных фондов (сформированных после 1800 г.) в Национальной библиотеке Чешской Республики в Праге. Каждая книга состоит в основном из бумажных листов и переплета. В современных библиотечных фондах он обычно содержит детали, изготовленные из синтетических материалов. Различные типы материалов имеют различные механизмы деградации. Поэтому основными задачами данной работы являются неразрушающая идентификация синтетических материалов в переплетах, процессов их деградации, а также методов консервации, условий хранения и профилактического ухода. По предварительным результатам обследования фонда в Национальной библиотеке Чешской Республики, наиболее распространенными видами синтетических материалов в переплетном деле являются нитрат целлюлозы, ацетат целлюлозы, полиэтилен, полиуретан, полиметилметакрилат и поливинилхлорид, как твердого, так и пластифицированного типа. Для более быстрого обследования коллекций и более глубокой информации используется новый инструмент для современного обследования и сохранения библиотечного фонда – измерительная система SurveNIR. Она используется для определения свойств бумаги и идентификации пластических материалов с помощью хемометрии и сравнения с эталонами материалов и может идентифицировать более 45 различных типов пластмасс. Это неразрушающий быстрый метод, который позволяет получить результаты за несколько секунд измерения. Система SurveNIR была разработана в рамках европейского проекта. 

МИР БИБЛИОТЕК 

63-74 107
Аннотация

Одной из задач управления персоналом организации, в том числе и библиотеки, является формирование климата в коллективе. Цель статьи – изучить состояние социальнопсихологического климата коллектива библиотеки как фактора, влияющего на эффективность ее деятельности, и разработать рекомендации по его развитию. Для исследования коллектива научной библиотеки Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) использовались методика социальнопсихологической самооценки коллектива Р. С. Немова, а также сплошное анкетирование работников. Показано, что устранению выявленных недостатков может способствовать реализация практики наставничества и тренинг. Полученные результаты и выводы могут быть использованы для совершенствования социальнопсихологического климата и повышения эффективности работы не только научной библиотеки НГТУ, но и любой другой библиотеки с любым количеством сотрудников. 

ДИСКУССИИ 

75-91 56
Аннотация

Цели исследования: обосновать содержание трансдисциплинарного понятия «Библиологос» и продемонстрировать его использование в библиотечно-книговедческой науке; разработать историческую периодизацию зарождения, становления и развития Библиологоса на фоне антропологических и интеллектуальных революций от палеолита до ноосферы; наметить перспективы революционных трансформаций человечества в обозримом будущем. В статье предложена типология антропологических революций Древнего мира от формирования вербального языка и письменности до возникновения Библиологоса в период осевого времени всемирной истории. Типологизированы интеллектуальные революции зрелого Библиологоса в период Нового времени. Рассмотрены два направления интеллектуальных трансформаций Библиологоса Нового времени: культурно-гуманистическое – развитие гуманистического содержания книжной культуры от эпохи Возрождения до кризиса гуманизма вХХ веке; технологическое – развитие технических средств Библиологоса как производительной силы в виде четырех промышленных революций и цифровой культуры. Ноосфера представлена как обусловленная космической эволюцией экологическая среда человека будущего, образованная постиндустриальной цивилизацией и гуманистической культурой. Показана созидательная функция Библиологоса в становлении ноосферы.

Основные выводы. «Библиологос» определяется как коллективный разум цивилизованного общества в виде производительной силы, обеспечивающей создание, сохранение, использование книжной культуры. Субъектами Библиологоса являются профессионалы книжно-библиотечного дела (практики, администраторы, ученые, педагоги), государственные и коммерческие деятели, библиофилы, инженеры-полиграфисты, активные читатели. Революционное творчество делится на два класса: антропологические революции – активные субъекты отказываются от прежнего образа жизни, и формируется человек нового типа; интеллектуальные революции – цивилизованное общество переживает духовный кризис и преобразуется в культурный социум нового типа. Для преодоления антропологического кризиса, угрожающего будущности человечества, необходима гуманистическая революция, нацеленная на создание ноосферы. В пространстве ноосферы миссия библиосферы не сводится к тому, чтобы служить сервисной подсистемой в структуре институтов образования, науки, культуры, идеологии, искусства, хотя удовлетворять текущие запросы, конечно, необходимо. Главная педагогическая миссия Библиологоса состоит в том, чтобы использовать свой интеллектуальный потенциал для гуманистической революции в России и воспитания ноосферного человека – человека нового антропологического типа. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)