Preview

Библиосфера

Расширенный поиск

Журнал "Библиосфера" учрежден Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) – самой большой научно-технической библиотекой за Уралом – и утвержден 23.09.2004 г. Президиумом СО РАН. Это первый за Уралом научный и научно-практический журнал по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиотечной информатики и смежных наук, наукометрии.

С 15 апреля 2021 г. журнал «Библиосфера» вновь включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (технические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки),

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (исторические науки).

Для определения политики журнала, рецензирования статей был создан научно-редакционный совет, в составе которого доктора наук, работающие в институтах, библиотеках и вузах России, а также редколлегия журнала. В 2017 г. Научно-редакционный совет и редколлегия были реорганизованы, была сформирована только редколлегия, состоящая из докторов и кандидатов наук, работающих в институтах, библиотеках и вузах России и за рубежом.

Цель журнала: представление результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, передового опыта в указанных областях, а также публикация результатов работ, проведенных с использованием наукометрических и библиометрических методов. Журнал публикует оригинальные научные статьи, обзоры и дискуссии, а также рецензии на заслуживающие внимания монографии, учебники и учебные пособия. Статьи и информационные материалы (о выходящих в свет изданиях, конференциях, обучающих семинарах и пр.) размещаются бесплатно. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.

Главный редактор (с 2016 г.) – Лаврик О.Л., д-р пед. наук, профессор, ГПНТБ СО РАН.

В настоящее время все выпуски журнала (с 2005 г.) доступны в электронном формате на этом сайте, на elibrary.ru, в Киберленинке. Статьям присваивается DOI.

Реферативная информация о каждой публикации журнала представлена в БД ВИНИТИ «Информатика».

В соответствии с законом «Об обязательном экземпляре документов» печатные экземпляры журнала предоставляется в Российскую книжную палату и доступны в библиотеках, получающих обязательный экземпляр.

Текущий выпуск

№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

МИР БИБЛИОТЕК 

3-11 174
Аннотация

Поднимается проблема ориентации пользователей в современных информационных ресурсах. Отмечается роль электронных путеводителей как средства многоаспектного поиска информации. Авторы статьи транслируют предложенную ранее дефиницию понятия «электронный библиографический путеводитель» и выявляют его существенные признаки как полиструктурного явления. Проведен анализ путеводителей, представленных на сайтах федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Приведена их многоаспектная классификация, учитывающая 19 оснований деления. Приводятся результаты исследования названных ресурсов. Дана характеристика электронных путеводителей по следующим признакам: способу доступа к отражаемым объектам; режиму доступа; языку; широте тематического охвата; принадлежности к определенной области знания; носителю информации; наличию печатного аналога. Рассматривается трехчастная структура электронных путеводителей, состоящая из вступительной статьи, основной части и вспомогательных указателей и/или поисковой строки. Полученные результаты и основные выводы могут быть использованы для совершенствования создания электронных путеводителей и повышения качества электронных информационных ресурсов, создаваемых в библиотеках.

12-17 64
Аннотация

В связи с разработкой модели и методики электронных краеведческих архивов для российских библиотек проанализирован зарубежный опыт формирования национальных веб-архивов (в национальных библиотеках) и доступных краеведческих вебархивов публичных и университетских библиотек. Показано, что глобальная деятельность по сохранению сетевого контента разделена на национальные и региональные сегменты и является национальной и краеведческой по содержанию. Цели и вся структура ее полностью укладываются в классические формы и направления национальной/краеведческой библиографии, играющей ключевую роль в процессах отбора и библиографической обработки нового класса источников. Для отбора применяются все характерные для национальной/краеведческой библиографии критерии связи со страной/регионом/территорией: место производства ресурса, его национальный язык и содержание; сам отбор осуществляется специалистами библиотек. Выявлены причины, по которым подготовка архивируемого сетевого контента к использованию, независимо от возможностей автоматизированных технологий, требует привлечения специалистов-библиографов, применения классических инструментов и методов библиографического описания и индексирования содержания. Рассмотрен вопрос о выборе объектов для архивирования (сайтов, подкаталогов, отдельных документов). Показаны особое значение, преимущества и проблемы работы с отдельными документами. Обоснована необходимость построения таких стратегий веб-архивирования, в которых «отправными точками» являются отдельные документы, а сайты оцениваются и отбираются по продуктивности в качестве их «контейнеров». С учетом мировых тенденций и условий российских библиотек предложена модель веб-архивирования, внедрение которой, в отсутствие национального репозитория и современных инструментов веб-архивирования, позволит начать накопление необходимого опыта и перестать терять ценный сетевой контент.

Научная статья подготовлена на основании доклада, сделанного на III Международном библиографическом конгрессе, 27-30 апреля 2021 г.

18-24 111
Аннотация

В статье рассматриваются правила составления библиографической ссылки на размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях цитируемые или упоминаемые электронные документы следующих категорий: электронные документы, размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях вне зависимости от первичного источника их опубликования (републикации, интегрируемые и мультимедийные электронные документы, программное обеспечение и базы данных), группы однородных и разнородных электронных документов, составные части электронного документа (фрагмент текста, часть произведения или издания, блок информации в интегрируемом или мультимедийном документе). Конкретизируется библиографическая запись для составления ссылки на электронные документы, имеющие аналогии в системе традиционных научных коммуникаций (книги, статьи, материалы конференций и т. д.). Предлагаются альтернативные требования к составлению библиографической записи при ссылке на не включенные в другие библиографические стандарты документы, к которым относятся исследовательские данные; интегрируемый электронный документ и его составная часть: сообщения и отклики на них в социальных сетях, чатах и форумах, на лентах новостей и на информационных ресурсах; фрагмент документа, в том числе мультимедийного; информационный ресурс (сайт, портал); компьютерные программы.

Научная статья подготовлена на основе доклада, сделанного на III Международном библиографическом конгрессе, 27-30 апреля 2021 г.

25-34 73
Аннотация

Значительная доля онлайн-деятельности современного человека связана с пребыванием в пространстве социальных сетей, где реализуются его потребности в демонстрации собственной компетентности, признании со стороны других пользователей, обладании информацией. Для библиотек такое пространство является необходимым средством обеспечения взаимодействия с пользователями, позволяющим организовать деятельность по информированию подписчиков, созданию и публикации контента, связанного как с продвижением библиотечно-информационных ресурсов и услуг, так и с формированием имиджа библиотеки в целом. Однако существуют проблемы с вовлеченностью пользователей на страницах и в группах библиотек. Цель работы - описать маркетинговые технологии, позволяющие создать благоприятные условия для развития дискуссии среди пользователей социальных сетей и увеличить их активность на страницах библиотек. В качестве таких технологий предложены конкурсы, викторины и акции. Анализ страниц во «ВКонтакте» 14 из крупнейших библиотек России показал недостаточную распространенность названных форм взаимодействия с пользователями в онлайн-среде: крупные библиотеки предпочитают рекламировать офлайн-розыгрыши, конкурсы и викторины, а не проводить их на платформе социальной сети. Выявлены критерии для реализации форм: использование прямых обращений к аудитории с позитивной эмоциональной окраской; актуализация тем, позволяющих проявлять социальную активность и отвечающих интересам аудитории. Озвученные критерии могут быть использованы при проведении библиотеками конкурсов, викторин и акций в социальных сетях.

35-44 79
Аннотация

Проведено статистическое исследование поискового поведения пользователей информационных ресурсов ИНИОН РАН при поиске научной информации за прошедшее десятилетие для двух групп пользователей: гостей и зарегистрированных пользователей. Сделано сравнение результатов исследования с результатами аналогичных исследований более ранних периодов с целью обнаружения изменений, тенденций. Сравнительный анализ показал снижение поисковой активности пользователей со статусом гостя как с точки зрения продолжительности поисковой сессии, так и с точки зрения использования уникальных поисковых операций, при этом поведение зарегистрированных пользователей практически не изменилось. Для анализа использовались следующие показатели: продолжительность поисковой сессии, количество уникальных операций за сессию, использование различных баз данных и типов интерфейсов. Такой анализ поискового поведения пользователей дает возможность оценить актуальность и эффективность информационно-поисковых ресурсов, а полученные статистические данные могут быть использованы в проектировании новых поисковых интерфейсов для различных категорий пользователей.

45-50 82
Аннотация

Исследование посвящено организации и функционированию справочных служб в библиотеках Камеруна. Цель статьи - дать представление о современных проблемах справочных служб камерунских библиотек. Дано определение понятия «справочная служба»; раскрыта его сущность, характеристики и содержание; описано текущее состояние справочных служб камерунских библиотек и основные факторы, влияющие на деятельность этих подразделений. Определены качества библиотекаря справочного отдела, предложено несколько путей для дальнейшего совершенствования справочных услуг в библиотеках Камеруна. В исследовании использованы методы наблюдения и интервью. Результаты исследования полезны всем библиотекам Республики Камерун и должны быть апробированы их справочными службами.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

55-62 46
Аннотация

Статья посвящена записям цензоров, оставленным в еврейских книгах, бытовавших во второй половине XVI - начале XVII в. на территории современной Италии. Материалом для исследования послужило семейное собрание баронов Гинцбургов (Российская государственная библиотека), в котором сохранилось около 500 рукописей указанного времени. Цель статьи - введение в научный оборот данных о цензорах еврейских книг на базе одной из крупнейших коллекций иудаики в мире. Основной задачей исследования было собрать информацию о цензорах из записей, сделанных ими в рукописях собрания, и проанализировать эти записи. Приводится 27 имен цензоров, в том числе Доменико Иерусалимский, Джованни Доменико Каретто, Камилло Ягель, Луиджи да Болонья и Ренато да Модена, которым принадлежит подавляющее большинство записей с именами и сведениями об их жизни. Автор приходит к заключению, что хотя история цензуры еврейских книг изучена достаточно, но исследования этой темы на основе богатых коллекций иудаики в России пока остаются делом будущего.

63-71 54
Аннотация

В статье проанализирована деятельность интернетпредприятий, предлагающих книгу в Сибири и на Дальнем Востоке. Методология исследования базируется на сочетании сравнительнотипологического анализа и ландшафтно-реконструирующего подхода. Использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий региона в рамках федерального проекта «Культурная карта России». Показано, что интернет-продажи являются динамично развивающимся каналом традиционного (печатного) книжного рынка в России. На основе выявления и анализа основных характеристик предприятий, предлагающих книгу в интернете (место расположения, субъект образования, ассортимент, степень интеграции, структура предприятия и др.), установлены наиболее распространенные на региональном книжном рынке группы предприятий: интернет-подразделения издательств; многопрофильные интернет-магазины; книжные интернет-магазины без розничных подразделений, сетевых и независимых предприятий. Как наиболее распространенный на региональном рынке тип выделены интернетмагазины оптово-розничных независимых и сетевых книготорговых предприятий. Выявлены особенности представления в интернете специализированной книги. Определены основные направления специализации федеральных, региональных и местных компаний, предлагающих в интернете книжную продукцию наряду с другими товарами: учебным и офисным снабжением, развивающими играми и игрушками, деловой и технической литературой и др. Выявлены тенденции и перспективные направления развития региональной книжной интернет-торговли, сделан вывод, что ключевой тенденцией развития регионального книжного рынка является диверсификация деятельности и мультиканальность.

72-82 52
Аннотация

Понятие «монография» требует тщательного рассмотрения, поскольку сущность самого термина меняется в зависимости от условий научной коммуникации. Цель статьи: используя терминологический анализ, выделить сущностные признаки монографии, отраженные в различных ее определениях. В статье представлены результаты терминологического анализа понятия «монография» по ряду признаков: материальная конструкция, целевое назначение, подача материала, охват, количество авторов, читательское назначение, функции монографии для автора и читателя. В качестве основных источников использовались русскоязычные и англоязычные словари и исследования. Рассмотрены подходы к пониманию термина «монография» (естественнонаучная трактовка монографии как описания отдельных видов и предметов, монография как научный труд по одной теме или проблеме и монография как отдельное издание в виде книги). Основные результаты: определены признаки монографии, отражающие ее сущность с точки зрения русскоязычной и англоязычной практики, а также признаки научной монографии. Разграничение научной, научно-популярной, производственно-практической и публицистической монографии характерно только для русскоязычной практики, в англоязычных источниках монография - это прежде всего научный труд. Репутационная функция монографии для автора может стать превалирующей, а иногда служит и единственным стимулом для ее написания. Сделан вывод, что основными признаками научной монографии могут считаться: целевое назначение - научное; охват - одна тема или проблема; один или несколько авторов; читательское назначение - специалисты; функция для автора - репутационная; функция для читателя - познавательная.

ОБЗОРЫ 

83-90 53
Аннотация

Освещается опыт работы библиотек с пользователями старшего поколения в отдельных зарубежных странах, столкнувшихся с демографической проблемой современности - старением населения: Германии, Канаде и Австралии. Выявлены и охарактеризованы современные, представляющие интерес для российских библиотек, формы работы библиотек этих стран с пожилыми людьми. Отдельно отмечаются сложности в работе зарубежных библиотек со старшим поколением в период пандемии COVID-19. Сделаны выводы о том, что, несмотря на отличия в местоположении, размерах, ведомственной принадлежности, количестве и качестве фонда и так далее, многие библиотеки развитых стран сталкиваются с одинаковыми проблемами увеличения количества пожилых читателей и перестраивают свою работу в соответствии с новой демографической и социально-культурной ситуацией, которая требует от библиотек разработки специальных сервисов по сбережению культурного капитала старших поколений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.